Правовое поле стоматолога

В последнее время участились проверки в клиниках, связанные с участившимися конфликтами между пациентами и медицинскими учреждениями. С 1 февраля 2017 года вступили в силу очередные изменения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон №294- Ф3.»

Мы обратились к Розанчуговой Наталье Васильевне, юристу саморегулируемой организации Межрегиональное партнерство стоматологических предприятий «ЛИГА».

Нам удалось пройтись по нескольким пунктам, которые, возможно, позволят вам быть более подкованными во время проверок в вашей организации.

Как может проводиться контрольная закупка и может ли она быть в медицинской организации?

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполненных работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых ЮЛ.

Контрольная закупка допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами.

Однако в настоящее время проведение такого мероприятия по контролю государственными органами в отношении клиник невозможно, так как такая возможность не установлена федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Проверка в отсутствие руководителя: когда и как возможна?

В случае отсутствия руководителя или иного уполномоченного представителя ЮЛ проверка возможна ТОЛЬКО в случае внеплановой проверки, которая проводится по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Возможна ли внеплановая проверка по анонимным жалобам?

Нет, невозможно. Предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Обязательный потребительский «претензионный порядок» до обращения в надзорный орган

Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное заявление граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения в Роспотребнадзор РФ граждан, права которых нарушены), при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Возможность автоматической внеплановой проверки по жалобе

При поступлении жалобы (заявления) должностное лицо государственного органа обязано:

Во-первых, учитывать результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении данного ЮЛ.

Во-вторых, при отсутствии достаточных данных о нарушении обязательных требований может быть проведена предварительная проверка поступившей информации (по результатам предварительной проверки не могут быть применены меры по привлечению к ответственности ЮЛ).

Проверка стоматологической клиники: порядок и способы защиты прав клиники

Во-первых, плановые проверки проводятся на основании планов, разрабатываемых и утверждаемых ОГК в соответствии с их полномочиями.

Во-вторых, генеральная прокуратура в срок до 31 декабря текущего календарного года на официальном сайте размещает свободный план проведения проверок.

В-третьих, проверка проводится на основании расположения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (обратить внимание на предмет проверки).

В-четвертых, проверяемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки).

В-пятых, должностные лица, осуществляющие проверку, должны иметь служебное удостоверение.

В-шестых, должностные лица обязаны по требованию ЮЛ ознакомить с административным регламентом проведения мероприятий по контролю.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель ЮЛ, ИП, его уполномоченный представитель при проведении проверки ИМЕЮТ ПРАВО:

  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов;
  • представлять документы и (или) информацией, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора) по своей инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;
  • обжаловать действие (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав ЮЛ при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • привлекать уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Грубыми нарушениями, которые являются основанием для отмены результатов проверки, закон признает:

  • отсутствие оснований проведения плановой проверки;
  • нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  • нарушение оснований проведения внеплановой выездной проверки;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • непредставление акта проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверок;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В случае, если проверка проведена с грубым нарушением требований закона, вы можете подать заявление о признании результатов проверки недействительными;

В случае, если:

  • вы не согласны с результатами проверки;
  • вы не согласны с привлечением вас к административной ответственности,

Вы можете:

наказать чиновника: подать зявление (жалобу) в прокуратуру о привлечении должностного лица к административной ответственности (ст. 19.6.1. КоАПРФ);

  • восстановить права:
  1. В течение 15 дней представить возражения на Акт проверки.
  2. Обжаловать действия должностного лица в вышестоящем органе или суде.

Большое спасибо Наталье Васильевне за помощь в подготовке материала. Мы будем продолжать стараться знакомить вас с новой правовой информацией.

Материал подготовила Наталья Адинцова