«Новая междисциплинарная стоматология» — актуальная концепция и необходимый компонент профессиональной подготовки


Давыдов
Альберт Александрович

врач стоматолог-терапевт, стоматолог общей практики, кинезиотерапевт

Ранее я начал обсуждать эту тему в дискуссионной статье1.

Междисциплинарная концепция в стоматологической практике привлекает все больше внимания разных специалистов (рис. 1). Причины этого:

  • единая когда-то профессия сегментируется на узкие специализации, представители которых нуждаются в полноценном взаимопонимании для достижения желаемых результатов работы;
  • локальный и общесоматический статус стоматологических пациентов все чаще требует участия в процессе лечения специалистов нестоматологического профиля.
  • Иллюстрацией данного процесса являются:
  • рекламные заявления о применении междисциплинарного подхода к лечению пациентов в различных стоматологических клиниках;
  • проведение профессиональных лекций, семинаров, конференций конгрессов, посвященных междисциплинарному подходу.

На Всемирном стоматологическом конгрессе FDI в 2015 году декларировалась необходимость междисциплинарного подхода в стоматологическом образовании и индивидуальный подход к каждому пациенту2.

Сегодня уже не вызывает удивления необходимость полного взаимопонимания между стоматологами и целенаправленно привлеченными специалистами: челюстно-лицевыми хирургами, лор-врачами, невропатологами, эндокринологами, постурологами, психологами и многими другими.

В этом процессе продвижения междисциплинарного подхода, на мой взгляд, недостаточно охватывается контрастный спектр концепций базовой реставрационной стоматологии, а также – разнообразие удобных для практического использования элементов реабилитационной медицины, оздоровительных программ, методов психологической коррекции пациента.

Среди концепций, используемых в различных направлениях реставрационной (ортопедической и терапевтической), ортодонтической, профилактической, хирургической и детской стоматологии необходимо указать такие разные по известности, подходу к расстановке профессиональных приоритетов, накоплению эксклюзивных достижений, количеству внутренних авторских подразделений, концепции:

  • гнатология;
  • нейромышечная стоматология;
  • миофункциональная стоматология;
  • цифровая стоматология;
  • ортокраниодонтия;
  • ноосферная стоматология;
  • краниопостуральное взаимодействие;
  • в одном из профессиональных интернет-опросов стоматологи выделили концепцию «На глазок», представленную 2% участников опроса.

Стоматолог с достаточно большим профессиональным опытом понимает, что в концепцию «На глазок» превращается любая другая концепция, если не учитываются все необходимые условия профессиональной задачи, стоящей перед врачом, технологические протоколы, клинические рекомендации.

Рис. 2 демонстрирует и привычные проявления концепци «На глазок» — фрактуры реставраций, тяжелые воспалительные процессы в области травматических узлов, рецидивы окклюзионных нарушений; и экстраординарные осложнения, в частности – миграцию дезинтегрированного дентального имплантата через гайморову и решетчатую пазухи под основание черепа.

В рамках междисциплинарной стоматологической практики все чаще участвуют специалисты стандартизированной соматической и традиционной холистической медицины, представители разнообразных канонических и авторских оздоровительных практик, специалисты психологического профиля.

Общая картина выглядит так (рис. 3).

Фактически на сегодняшний день в стоматологии представлены только две концепции – или междисциплинарная, или «На глазок».

При оценке всего представленного концептуального разнообразия необходимо учитывать потребности стоматологов, работающих вне крупных многопрофильных медицинских центров и нуждающихся в простых алгоритмах и практических рекомендациях.

Все эти аспекты учтены в программе «Новая междисциплинарная стоматология», которая уже реализована в формате локальных консилиумов, лекций и семинаров. Но если профессиональное сообщество заинтересуется этим направлением, то программа может быть расширена и до федерального уровня.

Краткое резюме

Программа «Новая междисциплинарная стоматология»

1. Соответствует требованиям:

  • Гос. обр. стандарта «Стоматология» №060201, (утв. Мин. обр. 31.03.2011 г.);
  • Проф. стандарта «Врач-стоматолог» (утв. Минтруд РФ №227н 10.05.2016 г.).

2. Реализует Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№323-ФЗ от 21.11.2011 г., действ. ред. 2016 г.) в аспектах приоритета профилактики (Ст. 12), полной информации о методах оказания медицинской помощи (Ст. 20), информации о факторах, влияющих на здоровье (Ст. 23), обязанности граждан заботиться о сохранении своего здоровья (Ст. 27).

3. Междисциплинарно расширяет рамки определения «Стоматология — раздел медицины, изучающий строение, функции, норму и патологию органов полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи».

4. Помогает повысить эффективность и качество работы стоматологов всех специализаций благодаря учету эксклюзивных достижений и принципов основных концепций в современной стоматологии.

5. Применяет простые элементы оптимизации практики стоматолога для достижения желаемых результатов.

6. Ускоряет адаптацию пациента к процессу и результату лечения с помощью нелекарственных методов коррекции соматического статуса, используемых в медицине, психологии, оздоровительной практике и систематизированных в оздоровительной программе «Универсальная кинезиотерапия», реализованной в рамках существующих образовательных и профессиональных стандартов по стоматологии.

7. Дает возможность стоматологии стать передовым направлением современной медицины не только по уровню технологического оснащения и компетенции врачей, но и по широте междисциплинарного мышления специалистов.

Финальный вывод

Программа «Новая междисциплинарная стоматология» дает возможность интегрировать различные концепции стоматологии, соматической медицины и гуманитарных наук для повышения эффективности и качества работы стоматолога.

Рис. 4 иллюстрирует систему координат в программе «Новая междисциплинарная стоматология».


1 «Новая междисциплинарная стоматология» — еще одна второстепенная концепция или необходимый компонент профессиональной подготовки? http://dentalcommunity.ru/articles/954/.

2 Всемирный конгресс FDI 2015. Пресс-релиз и отчет о работе Генеральной ассамблеи — http://dentalcommunity.ru/common/150/.