Визитка

Уважаемая Александра Анатольевна! Расскажите, пожалуйста, как складывался Ваш путь в стоматологии, точнее – в стоматологии детского возраста?

Честно сказать, я не мечтала с детства связать свою жизнь с детской стоматологией, что называется – звезды так сошлись.

Родилась я в Хабаровске, мои мама и папа не были связаны с медициной. С детства любила петь и танцевать, даже мечтала стать артисткой. Но судьба распорядилась совершенно по­другому, за что я ей теперь очень благодарна. В 1982 году школу окончила с отличием. Хотя в моей семье всегда было много медицинских работников, мои любимые занятия остались по жизни как хобби, а будущую профессию выбрала, видимо, благодаря потомственной связи и генам. Только я предполагала стать хирургом­стоматологом, о детской стоматологии вообще поначалу не задумывалась, но и тут вмешалась судьба.

В 1982 году я поступила в Хабаровский государственный медицинский институт. Учиться в нашем институте было очень интересно, студенческая жизнь была активной – это было связано и с учебой по профессии, и с молодежной кипучей сплачивающей студентов атмосферой. Кстати, в ней красиво и творчески стыковалось все: очень дружно, очень весело объединялись студенты разных будущих специализаций; у нас проходили праздничные мероприятия «Медиана» и «Лебединая песня» – все сообща готовили театрализованные представления – стихи, песни, юморески и пр., посвященные определенной ключевой тематике, и мы отражали ее в динамическом временном развитии. Именно тогда я познакомилась со своим будущим супругом: шло комсомольское собрание, во время него мы оказались рядом, как­то сам собой завязался разговор, нам не хотелось расставаться. Будущий супруг – Александр Геннадьевич, сегодня доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист МЗ РФ в Дальневосточном федеральном округе, зав. урологическим отделением КГБУЗ больницы №10 и заведующий кафедрой урологии и нефрологии ДВГМУ, тогда оканчивал шестой курс лечебного факультета, а я была на пятом выпускном курсе стоматологического факультета. Встречались мы в перерывах между лекциями и практическими занятиями, виделись на совместных институтских мероприятиях. Спустя полтора года, будучи уже врачами­ординаторами, решили, что пора в ЗАГС.

С середины четвертого курса института я успела поработать еще и медсестрой в пункте оказания помощи людям с острой зубной болью. Этот этап необходим в жизни каждого врача, так как он позволяет глубже погрузиться в специальность, освоить многие мануальные навыки, принципы асептики и антисептики и оказание неотложной помощи. Помимо финансовой поддержки будущего врача, это помогает становлению характера, умению принимать решения и брать ответственность на себя. И всем своим студентам я настоятельно рекомендую еще в университете работать в стоматологии, начиная от санитара/санитарки, ассистента стоматолога и заканчивая медсестринским трудом.

До пятого курса собиралась посвятить себя хирургической стоматологии, это решение пришло под впечатлением от работы и «горения» блестящего хирурга Вайлерта Виктора Александровича, он специализировался по реконструктивной хирургии, онкологии; был выпускником стоматологического факультета Кемеровского ГМИ, долгое время работал и возглавлял отделение ЧЛХ Кемеровской областной больницы, в 1981­1984 годах учился и окончил аспирантуру на кафедре стоматологии детского возраста ММСИ им. Н.А. Семашко. Он организовал студенческий научный кружок, где мы не только изучали дополнительные аспекты хирургической стоматологии, курировали пациентов, проводили статистический анализ карт, но и проводили экспериментальные исследования под его руководством.

Общение с ним для меня стало очень и очень значимым, ему и обязана приходом в стоматологию детского возраста и зарождением большой любви к этой специальности. Именно по его совету я изменила свою специализацию и ушла в ординатуру в 1987 году по терапевтической стоматологии, а с организацией кафедры детской стоматологии – по стоматологии детской. В 1988 году он организовал и возглавил кафедру стоматологии детского возраста Хабаровского ГМИ и был деканом стоматологического факультета. В августе 1997 года он переехал с семьей на постоянное место жительства в Германию. Конечно, это была потеря для нашего института. Но до сих пор мы общаемся и с огромной радостью встречаемся!

Вообще, люди и лекторы у нас в институте были потрясающими – с первого до последнего курса не только по стоматологическим направлениям. Наши деканы – Гоппе Виктор Иванович и Ладнюк Павел Борисович – очень требовательно, но справедливо относились к студентам, мы всегда находили поддержку в деканате и решали свои вопросы. И даже при встрече выпускников через 15 лет наш первый декан, доцент, к.м.н. Гоппе В. И. помнил наизусть все фамилии и имена выпускников! Низкий поклон всем нашим учителям и наставникам, кто вывел нас в специалисты.

Удивительные примеры для подражания показывала наша профессура! Профессор Виталий Давыдович Линденбратен помимо своей специальности писал стихи, организовывал творческие выступления, и сейчас гимн нашего университета – его произведение! Достаточно сказать, что мне посчастливилось лично услышать необыкновенно интересное выступление профессора Алексея Михайловича Войно­Ясенецкого, эрудированного, глубоко порядочного, интеллигентнейшего и разностороннего ученого, посвятившего свои исследования многим разделам урологии, нефрологии и смежных дисциплин, руководившего научной работой кафедры с момента ее создания до 1997 года; не зря он был проректором по науке. И, несмотря на то, что я не назвала многих профессоров и преподавателей, память о них живет в каждом студенте, многократно повторяясь. Личным примером, ораторским искусством, интеллигентностью, они воспитывали в нас врачей и истинно человеческие качества – милосердие, доброту, преданность профессии и медицине.

Окончила я стоматологический факультет Хабаровского ГМИ с отличием в 1987 году. Теперь это – Дальневосточный ГМУ (ДВГМУ). С огромной любовью и радостью вспоминаю студенческие годы и наш выпуск, мы регулярно встречаемся, общаемся и чтим традиции нашего вуза! Позитивное влияние его педагогов и сотрудников, их активная научная, лечебная, педагогическая и воспитательная деятельность способствовали становлению воспитанников как специалистов, а также развивали, укрепляли престиж и славные традиции и института, и всей медицины Дальневосточного края.

Как происходило Ваше совершенствование после окончания института?

Сразу после окончания института я поступила в ординатуру – сначала на кафедру взрослой терапевтической стоматологии, а после образования в институте кафедры стоматология детского возраста стала совершенствоваться именно в этом направлении, окончив ординатуру в 1989 году. Создание кафедры детской стоматологии было очень необходимым: актуальными задачами было обучение детских врачей владению навыками общения с маленькими пациентами; знанию особенностей строения челюстно­лицевой области у детей и специфики их лечения. Создание нового – это всегда величайший и кропотливый труд, требующий полной самоотдачи, огромной работоспособности, так что учиться пришлось многому.

Училась профессии всегда с большим энтузиазмом – и в студенческие годы, и уже после окончания института, который стал моей судьбой.

В годы учебы в ординатуре работала в нашей институтской поликлинике. Мне очень повезло, моим замечательным педагогом в ординатуре была незабываемая всеми стоматологами Людмила Михайловна Лукиных – уже тогда бывшая врачом высшей квалификационной категории. В 1986 году она была приглашена на работу в Хабаровский ГМИ, на кафедру терапевтической стоматологии, где проработала до 1991 года, а потом, уже после успешной защиты своей кандидатской диссертации «Состояние твердых тканей депульпированных зубов» (1990 г.), по приглашению Нижегородского ГМИ уехала в Нижний Новгород, на должность заведующей кафедрой терапевтической стоматологии. Она оставила неизгладимый след в воспитании своих учеников – талантливый высококвалифицированный специалист, умнейший врач, ученый, педагог. До сих пор многие выпускники нашего вуза считают ее своим Учителем, очень бережно хранят память о столь рано ушедшем замечательном человеке и гордятся ей!

А моя жизнь и судьба с 1989 года стала накрепко связанной с кафедрой детской стоматологии.

В 1997 году я защитила свою кандидатскую диссертацию на кафедре детской стоматологии Омской ГМА. Была соискателем, с 1992 года; моим руководителем был Сунцов Валерий Гурьевич. Он руководил кафедрой, которая одна из первых освоила детское направление в стоматологии – с 1986 года. Умный педагог и руководитель, создавший на кафедре теплую дружественную фундаментальную атмосферу для научных исследований, он стал моим Учителем по жизни и в науке. Вся методология научных исследований, отношение к выполнению научной задачи, требовательность к себе и к ученикам – основные качества и жизненная позиция, которую сформировал этот замечательный человек. Моя научная работа «Стоматологическая заболеваемость детей Хабаровского края и разработка региональной программы профилактики» была связана с эпидемиологией, с этническими особенностями населения в местах компактного проживания. Много пришлось ездить по региону в специализированном стоматологическом кабинете со своими коллегами, в том числе с Олегом Ивановичем Адмакиным – в качестве хирурга, теперь ставшего деканом стоматологического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (теперь – Сеченовского университета). Мы осматривали и при необходимости санировали детей и взрослых, работая по 12­14 часов в день. Романтика таких поездок – очень тяжелых, но необыкновенно светлых и позитивных, запоминается на всю жизнь.

С 1997­го по 2001 год я совмещала свою работу на кафедре с организаторской деятельностью – была заместителем главного врача по лечебной работе в стоматологической клинике Дальневосточного ГМУ. Этот период в жизни стал очередной вехой на пути становления меня как специалиста и человека. Эта работа позволяет принимать решения на другом уровне – административном, глубже понимать проблемы оказания стоматологической помощи, оценивать количественные и качественные показатели работы поликлиники, взаимодействовать с пациентами, врачами и медицинским персоналом.

Научную свою деятельность я продолжила с 2001 года, продолжаю и по настоящее время. В 2006 году защитила докторскую диссертацию по теме «Кариес зубов у детей в условиях микроэлементозов Хабаровского края: патогенез, профилактика» также в Омской ГМА. Являюсь автором более 270 научных и методических трудов, 10 патентов, 25 рационализаторских предложений. Звание кандидата медицинских наук защитили уже два моих ученика; запланированы еще шесть работ.

Оценивая ретроспективно свою жизнь, я могу условно ее разделить на несколько этапов в зависимости от выполнения задач: первый этап – становление врача и освоение профессии; второй этап – научная и административная работа; третий этап – научная, педагогическая работа и заведование кафедрой. Каждый этап строится на базе предыдущих, дополняя и развиваясь. Сейчас мне больше нравится заниматься педагогической и научной деятельностью, получаю удовлетворение от успехов студентов и аспирантов. Я оптимист по жизни, и что бы ни случилось, всегда верю в лучшее.

У Вас интересная потрясающая по длительности биографическая статистика – более 324 лет непрерывного стажа работы в сфере здравоохранения Хабаровского края многочисленной династии врачей Антоновых­Закружных.

Да, действительно это так. Нашу семью пригласили участвовать в конкурсе «Трудовые династии» г. Хабаровска, и когда мы подсчитали трудовой и медицинский стаж всех родственников, очень удивились! Каких специалистов в ней только нет! А долголетнюю основу составляют врачи­урологи, гинекологи и стоматологи. Основу династии по моей линии составляет бабушка – Нагорных Нина Власовна – фельдшер, всю жизнь и в годы войны оказывала она помощь в ФАПах и военных частях. Родной дядя – Закружный Владимир Васильевич – акушер­гинеколог, проработал в селе Богородское, и его надежные опытные руки помогли родиться на свет не одной тысяче малышей Ульчского района Хабаровского края. Тети – врачи­эпидемиологи, сестра – врач­трансфузиолог, сын в этом году окончил интернатуру по рентгенологии, племянница – ординатуру по рентгенологии. По линии мужа доминируют урологи. Папа – Антонов Геннадий Александрович – к.м.н., доцент кафедры урологии и нефрологии, был известнейшим врачом г. Хабаровска, сейчас сын – Антонов Александр Геннадьевич – д.м.н., профессор возглавил эту кафедру. Самое удивительное совпадение, что мой дядя и будущий свекор учились в студенческие годы в одной группе! Мы оба с мужем учились в ДВГМУ и с родными пенатами не расстались. Помимо практической работы преподаем студентам специальные дисциплины. Так что дома после трудовых будней нам всегда есть, что обсудить, о чем поспорить и, конечно, посоветоваться.

Одно из наиболее важных событий – победное третье место на Всероссийском конкурсе «Лучший врач» в номинации «Стоматология» в 2013 году.

Участвовать мне в конкурсе предложил ученый совет нашего университета, и пришлось собирать огромный пакет документов, который отражал всю лечебную работу, инновации и внедрение новейших методик в лечебный процесс. И даже стихи, рисунки и отзывы маленьких пациентов сыграли свою роль. Признание моего труда стало радостью, но этого звания достоин практически каждый врач, преданно выполняющий свой труд. В детской стоматологии работают самые трепетные врачи, ведь маленького пациента невозможно обмануть, он чувствует отношение врача и его доверие, профессионализм и любовь. Как сказал Ф.М. Достоевский «Улыбка ребенка – лучик, протянутый к нам из рая!». И лучшим подарком детскому стоматологу является признание ребенка, его улыбка и радость! Во всей медицине, и в стоматологии в частности, сохраняется большой процент настоящих врачей и специалистов, делающих все нужное и необходимое на благо пациента!

Этот же год запомнился еще и победой в конкурсе «Ежегодная премия Docendo discimus» в сфере медицинского и фармацевтического образования России «За лучшее учебное издание по стоматологии» в 2013 году, большое спасибо всем участникам этого нелегкого процесса написания и публикации!

Расскажите подробнее о кафедре, которой руководите и которая является одной из самых молодых и динамично развивающихся, отличающейся высокой активностью студентов.

Сейчас на кафедре сложился уникальный творческий коллектив, где каждый сотрудник кафедры способен реализоваться с наибольшим результатом. На кафедре преподается несколько разделов: профилактика и коммунальная стоматология, детская терапевтическая стоматология, ортодонтия и детская челюстно­лицевая хирургия. Каждый раздел возглавляет доцент кафедры, есть много перспективных и молодых ассистентов, выполняющих научные исследования. Наши практические занятия проходят на клинических базах в г. Хабаровске под руководством доцентов и ассистентов кафедры. Студенты осваивают современные методы обследования и диагностики стоматологических заболеваний у детей. Для повышения уровня профессионального мастерства на кафедре проводятся олимпиада по терапевтическому, хирургическому и ортодонтическому разделу стоматологии детского возраста, конференции по итогам производственной практики.

Стоматология детского возраста – сложная и многокомпонентная специальность, где врач действует как стоматолог, а мыслит как педиатр. Наша кафедра стоматологии детского возраста готовит стоматологов, которые лечат у детей болезни твердых тканей зуба, осуществляют операции по удалению опухолей, устраняют врожденные дефекты и деформации лица, восстанавливают функцию зубного ряда при аномалии положения зубов и наличии зубочелюстных аномалий с помощью ортодонтических аппаратов или протезированием.

Сегодня наша кафедра – это сплоченный коллектив, который характеризуют доброжелательность и требовательность, дисциплина и самоотдача, умение трудиться и любовь к работе. Наши выпускники высоко востребованы и у нас, в России, и за рубежом: отличное качество теоретических знаний и навыков практического приема; внутренняя культура и умение общаться с пациентами, прививаемые с первого дня студенчества. Благодаря доброжелательной атмосфере на кафедре маленькие пациенты с удовольствием приходят к нам и приводят своих знакомых на студенческий прием. Так заложено с основания кафедры: уважение и понимание к большим «бедам» маленьких пациентов — так учили нас и так учим мы. Знания и умения, передаваемые от корифеев к молодым сотрудникам, взращенным на кафедре со дня ее основания, осуществляют необходимую преемственность поколений.

Сотрудники кафедры разрабатывают и внедряют методы профилактики стоматологических заболеваний, обучают детей в детских садах и школах гигиеническому уходу за полостью рта, индивидуальному подбору предметов и средств гигиены. Первичная профилактика заболеваний зубов и полости рта — одно из ведущих направлений деятельности нашей кафедры; оно реализуется благодаря проведению различных мероприятий. Ежегодно сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста совместно с ординаторами и студентами стоматологического факультета проводятся около 30­40 уроков здоровья в школах, детских садах и других организованных детских коллективах нашего города. Профилактическая деятельность не ограничивается территорией г. Хабаровска, доброй традицией стали регулярные выезды коллектива кафедры в близлежащие населенные пункты, в которых проводятся стоматологическое обследование детского населения и активное просвещение по вопросам здоровья зубов и ухода за полостью рта в школах и интернатах (п. Найхин, с. Ракитное, п. Гаровка). Выставки и ярмарки, обязательными участниками которых становятся сотрудники кафедры стоматологии детского возраста, становятся настоящими праздниками здоровья для жителей города Хабаровска. Яркое оформление, доступное изложение информации, многообразие демонстрационных моделей и раздаточного материала дают возможность всем желающим не только получить знания по вопросам стоматологического здоровья, но и практически осваивать навыки по уходу за полостью рта.

Такой творческий процесс обучения находит понимание и вызывает активный интерес у студентов: работает СНО на кафедре, готовятся и публикуются студенческие статьи, студенты, ординаторы и молодые ассистенты активно участвуют в конкурсах и олимпиадах! Закономерным итогом только в 2016­2017 учебном году стали: III место на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства, обучающихся по программам СПО УГС Клиническая медицина (май, 2017 г.; г. Омск, Россия); III место в конкурсе профессионального мастерства на лучшую реставрацию зубов (г. Ташкент, Узбекистан), май 2017 г.; диплом чемпиона России (I место) в Чемпионате стоматологического мастерства, проводимого СтАР, сентябрь 2016 г., г. Владивосток.

Помимо трудовых будней и тяжелога труда педагога, мы стараемся украсить свою кафедральную жизнь юмором, шутками, реализуем творческие задумки постановками сказок и сценок, и не только со студентами. Все это позволяет сблизить и сплотить наш коллектив! Бесконечно люблю и ценю каждого человека на кафедре, и стараюсь создать теплую и дружественную обстановку – тогда каждый готов раскрыться и максимально работать на благо всех!

У вас на кафедре ведется научно­исследовательская работа?

Да, работа проводится интенсивно, у нас открыта аспирантура. Наши аспиранты и докторанты проводят интересные исследования. Результаты мы публикуем в профессиональных изданиях, в том числе в журнале, выпускаемом вашим издательством «Поли Медиа Пресс» – «Стоматология детского возраста и профилактика». Очень интересная работа на генно­молекулярном уровне сейчас запланирована совместно с японскими коллегами. Основными научными направлениями нашей кафедры является рисковое моделирование и профилактика стоматологических заболеваний. Методологические основы, заложенные в Омской научной школе, позволяют планировать и проводить научные исследования с максимальной значимостью для практического здравоохранения.

Несколько слов о Вашем сыне.

С удовольствием хочу сказать, что наш сын, Антонов Иван Александрович, продолжил семейную медицинскую династию, но выбрал свой путь в ней. Он окончил наш университет и сейчас оканчивает интернатуру по рентгенологии.

Спасибо Вам, уважаемая Александра Анатольевна, за интересную беседу. А на прощание – что бы Вы пожелали нашим читателям?

Любите и цените друг друга и каждого человека в Вашей жизни! Все они приходят для того, чтобы научить нас чему­то, быть добрее и милосерднее, развиваться духовно! Больше отдавайте, чем берите, тогда жизнь вернет Вам добро и любовь многократно!

Самое главное в жизни — любимая семья и наша профессия! Будьте честными и постоянно развивайтесь! Сохраните в своем сердце и в жизни веру, надежду и любовь!

И Вам спасибо за внимание и интересный разговор!

Беседу вела Галина Масис

Совсем скоро, 16 августа, день рождения Александры Анатольевны. От всей души поздравляем ее и желаем счастья, здоровья, благополучия, реализации всех задуманных на будущее планов.