Памяти Большакова Геннадия Васильевича
01.05.1938 – 20.06.2017

20 июня 2017 года не стало почетного профессора кафедры ортопедической стоматологии и гнатологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова Большакова Геннадия Васильевича.

Геннадий Васильевич родился в городе Москве 1 мая 1938 года. После окончания средней школы в 1956 году поступил в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ), который окончил в 1961-м. В 1958 году в составе отряда целинников студентов института выезжал в Казахстан на уборку урожая, где по окончании уборочной компании был в числе многих награжденных медалью «За освоение целинных и залежных земель».

С 1961-го по 1963 год обучался в клинической ординатуре ММСИ на кафедре ортопедической стоматологии под руководством Курляндского В. Ю. С 1963 года являлся ассистентом этой же кафедры. В 1972-м защитил кандидатскую диссертацию. Дважды – с 1965-го по 1968 год и с 1972-го по 1974 год – работал врачом-стоматологом в Алжирской народно-демократической республике по оказанию медицинской стоматологической помощи алжирскому населению.

С 1980 года был доцентом кафедры ортопедической стоматологии. В 1988 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему «Препарирование зубов, механизмы патогенетического действия на организм и обоснование путей профилактики». В 1988 году на факультете повышения квалификации врачей ММСИ (ныне МГМСУ) была создана кафедра ортопедической стоматологии ФПДО (клинической базой кафедры был челюстно-лицевой госпиталь для инвалидов и участников Великой Отечественной войны на Шаболовке, ул. Лестева). Кафедру возглавил профессор Большаков Г. В., который проработал в этой должности более 16 лет. С 2004-го по 2017 год являлся почетным профессором кафедры ортопедической стоматологии и гнатологии. В 2009 году профессор Большаков Г. В. стал лауреатом конкурса журналов «Изобретатель и рационализатор» и «Техника – колесница прогресса».

Большаков Г. В. был врачом-стоматологом высшей категории, постоянно читал лекции и проводил практические занятия на основной базе и выездных циклах, являлся автором более 260 печатных работ, среди которых монографии, учебники, авторские свидетельства и патенты на изобретения (28). Он вел активную научную работу; подготовил 33 кандидата и 1 доктора медицинских наук. Только за последние пять лет он опубликовал 39 печатных работ, в том числе учебно-методические пособия и практическое руководство, патенты на изобретение, на иностранном языке, в рекомендованных ВАК журналах.

Большаков Г. В. вел значительную общественную работу – был председателем профкома сотрудников, а затем секретарем парткома университета. Он пользовался непререкаемым авторитетом и уважением окружающих. Был награжден многочисленными грамотами и медалями.

Ректорат, Ученый Совет и коллектив МГМСУ им. А.И. Евдокимова понесли тяжелую потерю. В день прощания с Большаковым Г. В. сотрудники, коллеги, друзья выразили свою скорбь в связи его кончиной и глубокие соболезнование семье, родным и близким покойного.

Прощание с Большаковым Г. В. состоялось 23 июня в Главном военном клиническом госпитале им. академика Н.Н. Бурденко (Госпитальная пл., д. 3.).

Свои слова сочувствия и сопереживания в связи с уходом из жизни уважаемого врача-стоматолога Геннадия Васильевича Большакова выразили также родные, друзья, коллеги, ученики. Одни пришли на панихиду и напомнили собравшимся о его доброй многогранной деятельности, другие почтили память этого Человека, оставив свои теплые комментарии и фотографии на страницах в социальных сетях; их было более 100. Все – с выражением светлой и вечной памяти, характеризовали его как приветливого и доброжелательного к коллегам, пациентам и своим ученикам; как человека, стремящегося все хорошее и передовое передать людям...

С глубоким уважением к памяти покойного мы публикуем некоторые из воспоминаний и отзывов, которые как бы являются дополнительными штрихами к портрету Геннадия Васильевича.

Сын Захар об отце:

Воспоминаний много… Начиная с его двух командировок в Алжир, где он по нескольку лет работал и… до последних дней его жизни. У него было два сына – Максим старший (1966 г.р.) и Захар (1974 г.р.). Мы с братом оба окончили Третий мед (теперь МГМСУ им. А.И. Евдокимова). Я защитил кандидатскую. Отец мечтал, чтобы мы, как и он, пошли в науку, но 1990-е годы внесли свои коррективы. Но от медицины мы все-таки далеко не ушли. Отец много лет работал на руководящих постах и помочь абсолютно бескорыстно было для него основным принципом. Как он сам говорил: «Приходили, предлагали... я отказывал. Вырос в такое время, когда сажали за украденный мешок картошки». Но самое страшное для отца – это было подвести институт, коллег, руководство. Поэтому он всегда считал – лучше помочь бескорыстно, чем потерять доверие партии, института, своих коллег.

Не раз он добрым словом говорил и тепло отзывался о своих коллегах Робустовой Татьяне Григорьевне, Гожей Лидии Дмитриевне и о других коллегах, с которыми начинал свою трудовую деятельность в институте. Очень теплые слова были сказаны о Соколове Евгении Ивановиче. Была ситуация, когда Соколов Е. И. очень помог отцу, отец тогда очень был тронут и до последнего вспоминал об этом. Очень отец дорожил хорошим отношением к себе со стороны Ющука Николая Дмитриевича, Попковой Анны Михайловны. Сразу так всех и не вспомнишь. Многие до самой смерти отца помогали ему. Мы им до конца жизни нашей обязаны. Во время прощания с отцом не удалось выразить нашу признательность Олегу Олеговичу Янушевичу за его поддержку… Надеемся сделать это при личной встрече.

У отца было много друзей, но было много и недругов (во времена, когда он был секретарем парткома). Но что для нас было показательным, он уважал своих оппонентов. Буквально за месяц-полтора до смерти (может, предчувствовал свой близкий уход) он нам с братом сказал: «Когда меня не станет – попросите прощенья у всех, кто считает, что я сделал им плохо; кому не смог помочь, не оправдав надежд». Мы тогда с братом отшутились: «Сам у всех и попросишь, еще время есть». Не успел…

Он жил институтом, возможно, именно это и помогло ему прожить еще три года после смерти жены, нашей мамы. Кафедра была его детищем, и когда он ушел с руководства кафедрой, очень переживал, что и как дальше будет с кафедрой и врачами. Мы как могли старались помочь ему в этот момент, всячески убеждали, что для всех так будет лучше. Потом он нам говорил: «Танка (Ибрагимов Танка Ибрагимович, возглавивший кафедру после отца) – очень умный и деятельный врач и руководитель. Я старой системы человек, а кафедре нужно развитие, совершенствование, а меня уже не поменять».

Особенно он это понял, когда совместно с кафедрами профессора Лебеденко И. Ю. и профессора Арутюнова С. Д. был создан учебно-научно-методический межфакультетский «CERECЦентр».

Он очень дорожил отношением к себе со стороны Нины Амурхановны Цаликовой – теперешней заведующей кафедрой. Все говорил: «Поеду на заседание кафедры, а то уволит наша красавица меня, зачем ей старики нужны». Ну и, конечно, все коллеги с кафедры, которые работали с ним, еще когда он был заведующим кафедрой, и которые продолжали и дальше с ним работать под руководством Ибрагимова Т. И. и Цаликовой Н. А., были для него второй семьей.

Он очень переживал, что может стать совсем не нужным в профессиональном смысле слова. Поэтому он по мере своих сил до конца жизни пытался участвовать в работе кафедры.

За несколько дней до смерти, он до скандала просил нас с братом отвезти его на кафедру, хотя уже с трудом ходил по квартире. Может, хотел проститься с кафедрой...

Вспоминая о Геннадии Васильевиче, многие коллеги дали высокую оценку его научным работам, отмечали его готовность приходить на помощь в трудных ситуациях.

Ученики, для которых он останется Учителем с большой буквы, выражая слова скорби, вспоминали, как сдавали ему экзамены, сожалели, что мало благодарили Геннадия Васильевича за его колоссальное терпение, доброту и, конечно же, за его несравненный опыт и умение передать своим ученикам огромные знания, которые так необходимы в повседневной практике.

Вечная память, царство небесное, искренние соболезнования родным и близким.