ВИЗИТКА

Наталья Лопухова
врач стоматолог-ортопед, врач-ортодонт,
к.м.н., доцент, Master of Science,
член секции гнатологии СтАР,
член Ассоциации ортодонтов России,
член International College of Dentists,
автор 13 научных работ,
директор учебного центра
«Дента-Люкс» (г. Тверь)

Наталья Лопухова: Здесь реализовалась
моя потребность в передаче опыта и знаний

Наталья Бэртовна, Вы уже достаточно известная личность в российской стоматологии и для очень многих стоматологов России в представлении не нуждаетесь.

Это, наверное, благодаря моей уже теперь многолетней педагогической активности в статусе и доцента Тверского государственного медицинского университета, и директора Учебного центра «Дента-Люкс». Каждый врач-стоматолог сталкивался в своей практике с неудачами, которые не мог объяснить. После, казалось бы, качественного лечения проблемы у пациента не исчезали, а даже наоборот, усиливались. Возникали повреждения реставраций, перемещения зубов, боли в жевательных мышцах, височно-челюстном суставе и другие проблемы. Много лет назад взялась за анализ причин несостоятельности стоматологического лечения. Мне удалось многое понять, проверить на практике. Стала читать лекции о неудачах, правилах безопасности в стоматологии, особенно в ортодонтии. Они пользовались популярностью. Меня стали приглашать разные клиники, много поездила по стране с лекциями и семинарами, много врачей со всей России и даже из-за рубежа прошли обучение в учебном центре «Дента-Люкс». Вероятно, отсюда и определенная известность.

Каков был Ваш путь в профессию?

Папа у меня профессиональный военный, мама – биолог. Школу я окончила, когда мы жили в Витебске, в Белоруссии. Несмотря на отличный аттестат, поступила я не сразу, что оказалось для меня шоком. Я пошла работать почтальоном. За год суровой жизни, с огромной сумкой наперевес (это при росте 150 см!), под снисходительными взглядами моих более удачливых одноклассников, я научилась ценить главные качества в людях. Через некоторое время стала вновь готовиться к поступлению, но на этот раз уже в Калинине, куда переехала семья.

А почему в качестве профессии Вы избрали именно стоматологию?

Дело в том, что я с детства долго не могла определиться, кем я хочу быть: врачом или учителем?

Первые 19 лет работы я посвятила Тверской медицинской академии. Совмещать клинический прием, преподавательскую и научную деятельность было очень непросто! К тому же, семнадцать лет из этого периода я также дополнительно работала в частной клинике «Дента-Люкс», организатором которой является мой учитель, кандидат медицинских наук и тоже когда-то ассистент кафедры ортопедической стоматологии Георгий Владимирович Безвестный.

СЧИТАЮ, ЧТО ОРТОПЕД РОЖДАЕТСЯ
ТОГДА, КОГДА В ПЕРВЫЙ РАЗ ЗА СВОЙ СЧЕТ
ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ СВОЮ РАБОТУ

Позже, в 2008 году, после серии обучений за рубежом, в особенности после первой моей поездки в Вену, моя жизнь круто изменилась. Я выбрала работу в частной клинике «Дента-Люкс» и стала к тому же директором созданного при моем активном участии одноименного учебного центра. Вот тут-то я в полной мере осознала, насколько наивны были мои ранние представления о деятельности врача. Зато здесь в полной мере реализовалась моя потребность в передаче опыта и новых знаний, которые я получила в ходе своего образования, в том числе в Венском университете.

У Вас две специальности: «стоматология ортопедическая» и «ортодонтия». В какой момент Вы почувствовали, что Вам тесно в рамках одной специальности?

Я была молодым ординатором на кафедре ортопедической стоматологии. Это были лихие 1990-е, большинство знакомых занялись бизнесом, осели в ларьках, на рынках. Это сейчас ординаторов учат десятками, а тогда нас было всего двое. Согласно вновь народившемуся демократическому нововведению, курс проголосовал за рекомендацию в ординатуру моей кандидатуры. Это был мой счастливый билет! В то время курс ортодонтического лечения взрослых преподавала мой первый педагог по ортодонтии Лидия Семеновна Эхте. К сожалению, она в этом году ушла из жизни. Стала перенимать знания и опыт Лидии Семеновны, которые она мне щедро отдавала, понимая, что я замещу ее со временем в преподавании курса ортодонтии не только для детей, но и для взрослых. Так, еще будучи ординатором, с 1990 года я стала существовать в двух специальностях. А позже к ним присоединилась еще и гнатология.

На курс гнатологии к профессору Рудольфу Славичеку Вы поехали уже зрелым человеком: кандидат наук, доцент, вполне состоявшийся специалист. Зачем?

Считаю, что ортопед рождается тогда, когда в первый раз за свой счет переделывает свою работу. Думаю, клиницисты меня поддержат. Чем старше мы становимся, тем отчетливее осознаем, что куда-то подевались простые клинические случаи. Теперь уже многим известна такая статистика: 90 процентов времени мы тратим на 10 процентов сложных пациентов. А теперь представьте, что за 10 лет идет накопительный эффект – эти 10 процентов очень быстро превращаются у нормального клинициста в 100 процентов! Вдруг осознаешь, что учебники не работают. Наступает момент истины – понимаешь, что нужно что-то менять. У классиков есть выражение: эксперт – это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой области. Мой диплом эксперта может это подтвердить. Я действительно прошла длительный путь в этой области.

Вам открылась «великая тайна» стоматологии?

Изучение биомеханики движений нижней челюсти, погружение в гнатологию, внедрение ее подхода во все этапы диагностики и лечения действительно помогло нам понять принципы функционирования зубочелюстной системы.

И все сами, на основе собственного клинического опыта?

УРОВЕНЬ РОССИЙСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
СЕЙЧАС ВПОЛНЕ СООТВЕТСТВУЕТ
СРЕДНЕМУ ЕВРОПЕЙСКОМУ

Нет, конечно. Других я учу только половину своей жизни. А училась я и учусь всю свою жизнь. В мире существует несколько стоматологических школ, заслуживающих особого внимания. Регулярно бываю на всех слетах ортодонтов, на конгрессах по бруксизму. Прошла курсы обучения профессоров Рольфа Хинца, Ханса Зеерхольцера, Вульфа-Дитера Зеера (Германия), Вика Александера, Рональда Рота (США), Доминго Мартина (Испания), училась у других выдающихся мастеров.

В 2008 году я поступила в Дунайский университет (Кремс, Австрия) на курс «Функции и дисфункции жевательного органа» профессора Рудольфа Славичека, основоположника и разработчика теории New Gnathology. Под руководством маэстро стоматологии я провела исследования парафункции жевательных мышц, выявила отличия ночного и дневного бруксизма. Через два года получила звание магистра наук по европейской классификации (Master of Science). Следующие два года я провела в Венской школе междисциплинарной стоматологии (VieSID), которую профессор Рудольф Славичек основал вместе с другим маэстро – профессором из Японии Садао Сато. Так вошла во вкус постоянного присутствия в энергетическом поле этих корифеев мировой стоматологии, что не могла отказать себе в дальнейшем обучении и окончила в итоге еще и трехлетний курс VieSID «Orthodontics in Craniofacial Dysfunctions», и годичный курс VieSID Orthodontics.

Продолжаю летать в Вену на международные семинары «Летняя школа» и другие мероприятия, которые организует VieSID. Это дает возможность получать свежайшую информацию из первых уст, быть в курсе всех новостей мировой стоматологии, наблюдать за достижениями всемирных авторитетов, консультироваться с лучшими специалистами планеты.

Вы имеете возможность обсуждать план лечения своих пациентов с этими всемирно известными профессорами?

Для VieSID это обязательно. Провожу диагностику своих пациентов, лечение, веду документацию согласно строгим протоколам Венской школы. На семинарах в Вене каждый слушатель представляет несколько кейсов, обосновывает свои клинические решения, задает вопросы профессорам и слушателям, отвечает на вопросы коллег. Условия презентаций очень строгие. Отсутствие необходимых исследований, расчетов, не полная фоторегистрация, какое-либо упрощение мировых протоколов в специальности просто недопустимы. С радостью воспринимаю все подсказки «сенсея» и коллег, выслушиваю и анализирую критические замечания и, если необходимо, провожу корректировку плана лечения. Несколько моих пациентов лично вместе со мной ездили на консультацию в Австрию, Германию, на Украину.

ICD практически неизвестен в России. Это действительно авторитетная организация?

Стать членом ICD можно не ранее, чем в 40 лет, только по рекомендации действительных членов. Необходимо доказать свой уровень, значимость в профессии, авторитет в своей стране: успехи в клинической практике, научные труды, опыт преподавательской работы, общественную активность.

Все члены ICD обладают богатым багажом. Это действительно заслуженные врачи, ученые и преподаватели стоматологических дисциплин. Общение с ними очень интересно и продуктивно!

А что дает Вам участие в ICD?

ICD объединяет десятки тысяч стоматологов по всему миру. Проводит благотворительные акции, обучение в развивающихся странах, издает свои журналы. Европейская секция, в которую входит Россия, ежегодно проводит съезды, основа которых – научно-практическая конференция. В кулуарах участники съезда заводят знакомства, делятся новостями, обсуждают проблемы. Благодаря постоянному общению с европейскими коллегами могу, например, оценить уровень российской стоматологии, образовательных учреждений, своего учебного центра.

И насколько мы отстали от Европы?

Это неверный стереотип. За последние десятилетия российские бизнесмены инвестировали в стоматологию умопомрачительные средства. В страну постоянно завозят современное оборудование, внедряют новейшие технологии. Очень активно проходит процесс обучения новым методикам. Уровень российской стоматологии сейчас вполне соответствует среднему европейскому. А лучшие клиники по техническому оснащению и квалификации специалистов значительно превышают его.


 

Чем привлекательны курсы Вашего учебного центра?

Часто слышала такую оценку:
«Дента-Люкс» предлагает готовое комплексное решение. Получить готовое, надежное решение гораздо выгоднее и приятнее, чем набивать шишки на собственных ошибках

Самое главное, что нравится нашим слушателям, – это практическая направленность. Я сама – практикующий клиницист. В холдинге «Дента-Люкс» работают еще 25 врачей. Мы тщательно документируем диагностику и лечение пациентов. На каждом семинаре мы рассматриваем реальные клинические случаи. На второй семинар слушатели привозят собственные модели, обследуют друг друга. Это позволяет сравнить теоретические данные, полученные на лекциях, с собственными ощущениями. Слушатели получают мануальные навыки, опыт практической работы, первые результаты.

Слушатели ценят актуальность информации. У нас не бывает одинаковых семинаров. Мы постоянно развиваемся. Курсы, которые я веду, – это не набор догм, они «живые», они постоянно эволюционируют.

Часто слышала такую оценку: «Дента-Люкс» предлагает готовое комплексное решение. За каждой научной школой стоит технологическая линейка: оборудование, программное обеспечение, инструменты, материалы, технологии. Получить готовое, надежное решение гораздо выгоднее и приятнее, чем набивать шишки на собственных ошибках.

Наши слушатели отмечают простоту, минимальную инвазивность, безопасность методов, которым мы обучаем. А самое главное – положительный результат в, казалось бы, безнадежных ситуациях. Применение гнатологических принципов реально творит чудеса: позволяет избежать ненужной и небезопасной хирургии, избавляет человека от хронических болей, восстанавливает функцию височно-нижнечелюстного сустава. Конечно, у каждого метода есть свои пределы, мы не можем сделать из наших слушателей волшебников. Но мы можем оградить их от серьезных ошибок и серьезных финансовых потерь, помочь им научиться ставить правильный диагноз и находить эффективные пути патогенетического лечения.

Почему Вы расстались с вузом и перешли в частную компанию?

Я очень благодарна своим учителям и коллегам из Тверской медицинской академии. Но возможности для совершенствования клинического мастерства, развития, научной деятельности в рамках холдинга «Дента-Люкс» были значительно выше. Мне была обеспечена возможность обучения за рубежом, выделялись деньги на закупку необходимого оборудования, была выстроена система повышения квалификации врачей, междисциплинарного взаимодействия, обучения молодых специалистов опытными наставниками.

Работать в «Дента-Люкс» приятно и интересно. У меня за плечами опыт уже 22-летнего соучастия в строительстве частных клиник. Это уже история, причем не только конкретного предприятия, но и история современной стоматологии в России. Для меня очень важным является единство и синергизм клинической и научной ориентации деятельности. Я уже знаю, что разработать хороший учебный курс, оснастить учебный центр, воспитать преподавателей и ассистентов недостаточно для успеха. Большую роль играет всемерная поддержка администрации клиники, коллектива. Регулярные приезды к нам врачей на обучение, мое общение с ними в ходе моей поддержки их по электронной почте, порой просто по телефону, дают мне возможность жить вообще вне географических рамок и вне времени, выполнять благородную миссию распространения передовых знаний. Это дает удовлетворение. Это, на мой взгляд, и есть успех.

Ваш график работы – это постоянные перелеты, переезды, смена часовых поясов. Где Вы берете энергию?

Мои голову и спину спасают фитнес, путешествия и, конечно, общение с семьей. У нас уже выросло следующее поколение стоматологов: дочь стала ортодонтом, зять – ортопедом. На любимые рукоделия, вот, к сожалению, времени не хватает!

Ну что же, Наталья Бэртовна, спасибо Вам большое за интервью! Разрешите еще и поблагодарить Вас за Вашу лепту в развитии отечественной стоматологии, подготовку современных вдумчивых врачей, так необходимых нам всем! Желаем Вам успехов в Вашей творческой работе, здоровья, благополучия!

Беседу вел Игорь Шиповский