Инновационные обучающие технологии в медицине

Традиционно в первую декаду октября на различных отечественных площадках столицы проходит Фестиваль науки, что особенно захватывающе увлекательно в наше время – век информационных технологий и роботизации – для широкого круга людей разных возрастов и жизненных интересов. Этот материал посвящен яркому медицинскому событию этой декады – VIII Международной конференции и выставке «РОСМЕДОБР-2017», в рамках которых прошли в различных форматах слушания, знакомства, смотр техники и ее достижений, обсуждения по инновационным обучающим технологиям в медицине. VI съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2017» состоялся 5-6 октября 2017 года в центре Москвы в ивент-холле «Инфопространство». Организаторами представительного форума являлись МЗ РФ, Национальная медицинская палата (НМП), Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК), Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД), при участии Европейской ассоциации медицинского образования (AMEE) и Европейского общества симуляционного обучения в медицине (SESAM).

Статистика конференции

Эта международная конференция и съезд «РОСОМЕД» – крупнейшее в Восточной Европе и России мероприятие по симуляционному тренингу. Собираются гости из большинства регионов РФ, Беларуси, Армении, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. В рамках форума состоялись 25 заседаний, включая 3 пленарные сессии, 8 круглых столов, 5 мастер-классов, 9 тематических секций, 8 выступлений и мастер-классов от международных экспертов. В общей сложности 115 российских и иностранных экспертов выступили с докладами. В рамках мероприятия уже традиционно проводился конкурс «Отечественные инновации в симуляционном обучении», а также секция по коммуникативным навыкам.

Насыщенные программы происходили в трех лекционных залах, в зале демонстрации постерных работ, в объединяющем всех участников трансформируемом выставочном пространстве, где можно было увидеть современнейшие достижения в области медицинских обучающих технологий, ближе познакомиться с тренажерами, программно-аппаратными комплектами и их оснащением для обучения, с симуляторами в различных областях медицины и типовыми решениями для симуляционных центров, с различными моделями для отработки практических навыков врачей – сегодняшних и будущих. На выставочных стендах представлялась и специализированная медицинская литература.

Образовательные программы AMEE

5 октября состоялось подписание соглашения между Первым МГМУ им. И.М. Сеченова и AMEE. (AMEE, Association for Medical Education in Europe, была основана в 1972 году для осуществления коммуникации среди медицинских преподавателей разных стран, а также для оказания помощи в развитии национальных ассоциаций по вопросам медицинского образования в Европе. В настоящее время Ассоциация представляет собой глобальное образовательное объединение врачей и педагогов. Членство в ней имеют медицинские организации, университеты, школы из 90 стран, расположенные на пяти континентах. До самого последнего времени штаб-квартира Ассоциации, весь ее менеджмент были сосредоточены в Великобритании. Офис в Сеченовском университете – это первое зарубежное представительство AMEE.)

Осваивая образовательные программы от AMEE, преподаватели европейских (и не только) медицинских вузов постоянно повышают свою квалификацию. Согласно подписанному соглашению в апреле 2018 года в Сеченовском университете будет официально открыто первое за пределами Великобритании представительство Ассоциации медицинского образования в Европе. Оно, с одной стороны, будет способствовать интегрированию российского медицинского образования в глобальный образовательный ландшафт, с другой стороны, оно поможет в использовании новейших европейских технологий, применяемых в обучении для решения актуальных проблем российского медицинского образования. С началом работы нового представительства российские специалисты смогут дистанционно повышать квалификацию, при этом все учебные материалы будут доступны на русском языке – это условие также прописано в соглашении.

За прошедшие годы Международная конференция «РОСМЕДОБР» стала одной из востребованных, широко посещаемых комфортных информационных пространств для профессионального общения преподавателей, заинтересованных в профессиональном развитии. Именно педагоги формируют новое подрастающее поколение специалистов, поэтому их интерес к этому событию оправдан и предсказуем.

IV Съезд РОСМЕДОБР

Накануне, 4 октября, в Сеченовском университете (Нахимовский пр-т, д. 49) состоялся пре-конференц-день. Его программа включала целый ряд лекций, семинаров и мастер-классов с участием именитых зарубежных экспертов.

Шестой раз в рамках этого мероприятия прошел съезд «РОСОМЕД» – Российского общества симуляционного обучения в медицине, в том числе в стоматологии.

В этом году в заседаниях и мастер-классах форума активное участие приняли многие отечественные педагоги – стоматологи из ведущих вузов Москвы (Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, РУДН, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, РЕАВИЗа), Санкт-Петербурга (СПбГУ им. И.П. Павлова, СПбИнСтом), Твери, Нижнего Новгорода, Казани и др. Заинтересованное участие к этому событию было проявлено ординаторами и даже студентами пятого курса – кружковцами, а также дистрибьюторами, разработчиками программного обеспечения, постановщиками задач и другими профессионалами своего дела.

Ключевые темы докладов и обсуждений – итоги первичной аккредитации выпускников различных ступеней обучения по специальности «стоматология», современные симуляционные технологии в стоматологии, применяемые для обучения студентов и врачей (постдипломное и дополнительное образование).

Собравшиеся в лекционном зале на мастер-классе «Симуляционные технологии в стоматологии» стали участниками слушаний, активных дискуссий и более подробного ознакомления с гибридным стоматологическим симулятором «Леонардо» для обучения и аккредитации в стоматологии.

Участники услышали выступления, представляющие коллективные работы своих коллег, в том числе: «Психологические и адаптационные особенности образовательного процесса в стоматологии» – Разумова С. Н., Карабущенко Н. Б., Ветрова А. О., Фомина А. Д., РУДН; «Использование виртуального симулятора с обратной связью как систематического сценария для освоения студентами навыков препарирования зубов» – Вайц С. В., Даурова Ф. Ю. (с использованием VirTeaSy Dental – полноценной системы обучения для стоматологических факультетов), РУДН; «Симуляционные технологии обучения врачей стоматологов-терапевтов в реализации программы НМО» – Чибисова М. А., Ступин М. Г., Батюков Н.М., СПбИнстом; «Комбинированный метод обучения студентов по специальности «Стоматология» на фантомном курсе» – Браго А. С., Кузнецова М.Ю., Севбитов А. В., Газиева М. Р., Козмава Т. С., Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. Представленный в выставочном пространстве, временно перебазированный в лекционный зал, гибридный стоматологический симулятор «Леонардо», благодаря мастер-классу, который провел в этом зале Васильев Ю. Л., доцент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний Сеченовского университета, стал особенно наглядным для участников: были раскрыты многие возможности «Леонардо» для обучения и аккредитации в стоматологии, позволяющие отрабатывать, закреплять и контролировать навыки в терапевтической стоматологии (в том числе в эндодонтии), местной анестезии. Слушатели вживую и на экране, в реальном времени, смогли наблюдать воздействие стоматологических инструментов на модели зубов, оценивать степень объективизации и правильности выполнения манипуляций (точность, процент удаленной кариозной и здоровой тканей, общее и полезное время, процент лишних движений и др.). Программное обеспечение, благодаря разработчикам («ГЭОТАР-Медиа»), может по желанию заказчиков расширяться. Особый интерес обсуждения был вызван темой использования симулятора для стоматологии детского возраста, пока это только возможное перспективное направление.

Симуляционные технологии

На заседании стоматологической секции «Симуляционные технологии в обучении и аккредитации выпускников вузов и ординаторов в стоматологических специальностях», модераторами которых являлись Яременко А.И. (проректор по учебной работе СПбГМУ им. И.П. Павлова) и Васильев Ю. Л., прозвучали выступления «Применение системы видеодемонстрации при подготовке студентов стоматологического факультета к первичной аккредитации» – Тиунова Н. В., Потемина Т. Е., Нижний Новгород; «Опыт подготовки к первичной аккредитации студентов-стоматологов в КазГМУ» – Салеев Р. А., Малова А. А., Мубаракова Л. Н., Салеева Л. Р.; «Объективная оценка знаний, умений и навыков в стоматологии» – Васильев Ю. Л.

Использование симулятора для стоматологии детского возраста – пока только возможное перспективное направление

Чтобы более глубоко ознакомить гостей форума с использованием симуляционного оборудования на выставке были выделены зоны для мастер-классов. На стендах экспонентов шли встречи с экспертами и интереснейшие консультации, демонстрации и пробная работа на выставочных симуляторах, деловые переговоры, обмен мнениями и опытом, знакомство с оснащением центров практических умений. Заинтересованные участники горячо обсуждали планы на будущее, оценивали достоинства гибридных (мануальные плюс виртуальные) и виртуальных симуляторов, возможности и навыки, которые можно реализовывать и отрабатывать на платформе демонстрируемых симуляторов. В выставочной зоне были представлены зарубежные и, что очень приятно, отечественные наработки.

Для стоматологов было очень интересно ближе познакомиться с экспонатами компании «ГЭОТАР-Медиа», обладающей большим опытом комплексного оснащения медицинских университетов и симуляционных центров. В 2015 году в компании было создано производственное подразделение, а в 2017-м – конструкторское бюро с производственным участком для разработки собственной линейки медицинских тренажеров и симуляторов. В настоящее время конструкторским бюро разработано и производится высокотехнологичное симуляционное оборудование, аппаратно-программные комплексы для освоения базовых дисциплин в медицинских вузах. Важнейшая роль в развитии этого направления принадлежит Балкизову Залиму Замировичу, члену исполнительного комитета, официальному представителю Международной ассоциации по медицинскому образованию (АМЕЕ), эксперту по многим вопросам, модератору различных встреч этого форума.

Заседания и мастер-классы для стоматологов были очень востребованы и интересны.

Участники, побывавшие на мероприятиях в рамках «РОСМЕДОБР-2017», не только заинтересованно пообщались, но и приобрели много полезной актуальной информации, новые инновационные знания и навыки, наметили новые виды образовательной деятельности, которую они смогут проводить в своих учреждения – для обучения и дальнейшего использования приобретаемых навыков практическими врачами.

Материал подготовила Галина Масис