Конференция «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия»

Напомним нашим читателям, что в 2018 году будет отмечаться 150 лет со дня рождения государя Николая II и 100 лет расстрела царской семьи.

27 ноября 2017 года в конференц-зале Сретенской духовной семинарии на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря, в центре Москвы, состоялась конференция «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия». В ней принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; в президиуме присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, председатель церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом; епископ Егорьевский Тихон, наместник Сретенского монастыря, председатель Патриаршего совета по культуре, секретарь церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. В конференции участвовали митрополиты, иерархи и священнослужители Русской православной церкви, члены церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом, светские специалисты – представители Следственного комитета РФ, антропологи, судмедэксперты, криминалисты, историки, участвующие в следствии.

При поддержке телеканала «Союз» на официальном сайте Русской православной церкви Патриархия.ru, на сайте Православие.ru и телеканале «Спас» осуществлялась прямая трансляция заседания из конференц-зала Сретенской семинарии.

Немного истории…

Расстрел царской семьи – убийство бывшего последнего российского императора Николая II, его семьи и прислуги в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге произошло в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

В 1991 году останки девяти человек были официально найдены близ Екатеринбрга, в «Ганиной Яме». Еще два сильно обгоревших тела (предположительно – останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии) нашли в 2007 году чуть поодаль – на Старой Коптяковской дороге, в Поросенковом логу.

В 1990-е годы экспертизы проводились в лучших в то время генетических лабораториях мира – в Криминалистическом центре МВД Великобритании в Олдермастоне и в Военно-медицинском институте Минобороны США в Вашингтоне. В 2000-е годы к исследованиям подключились Майкл Коббл – руководитель Идентификационной лаборатории ДНК Вооруженных сил США и лаборатория Вальтера Парсона из Инсбрукского медицинского университета. Параллельно профессор Евгений Рогаев работал над данной проблемой в Институте общей генетики в Москве и в Медицинской школе университета Массачусетса.

В судебно-медицинских исследованиях принимали участие такие видные ученые, хорошо известные xитателям нашей газеты «Стоматология Сегодня», как Пашинян Гурген Амаякович, Барер Гарри Михайлович, Зубов Александр Александрович, Дойников Алексей Иванвич, Трегубов Владимир Николаевич. (В газете «Стоматология Сегодня» мы дважды публиковали материалы, посвященные этой теме). В 1990-е годы, в рамках работы следственной группы под руководством старшего следователя-криминалиста по особо важным делам Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ Соловьева В. Н. проведением стоматологической экспертизы обнаруженных в Поросенковом логу останков занимались также петербургские специалисты: профессора Попов В. Л.,
Трезубов В. Н.,
Балин В. И. и к.м.н. Ковалев A. B.

В соответствии с заключением по проведенным работам 1991-1998 годов скелетные останки пронумерованы. 18 июля 1998 года останки членов царской семьи были похоронены в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Церковь не признала останки индивидуализированных в ходе проведенных за этот период исследований принадлежащими семье Романовых, поэтому к ним применяется определение «екатеринбургские останки».

После того как в 2007 году нашли останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, большинство экспертиз провели заново на более современном уровне. Помимо отечественных специалистов, к экспертизе привлекались ученые из США – известный антрополог, профессор доктор Мэйплз У.,
Баден М.,
Гамильтон В.,
Левин Л.,
Оукс К. и Меламуд А. Осенью 2015 года по инициативе церкви была инициирована новая экспертиза «екатеринбургских останков». Конференция «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия» – это промежуточный обмен мнениями специалистов по всем экспертным направлениям.

Открывая нынешнюю конференцию, в своем вступительном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что «на протяжении долгих лет Церковь отклоняла всякие предложения согласиться с результатами тех экспертиз, которые были проведены в 1990-е годы. Эта позиция подвергалась критике, в том числе публичной… единственное, что нас останавливало от того, чтобы признать результаты проведенных экспертиз, была непрозрачность исследовательского процесса и полное нежелание включить в этот процесс Церковь. То есть нам предлагалось просто поверить в результаты проведенных исследований, принять результаты односторонней жесткой позиции, исключающей полностью Церковь из столь чрезвычайно важного для нее процесса, вызывающего вопросы и естественное недоумение…» По словам Его Святейшества, с течением времени ситуация изменилась: «Я, обсуждая эту тему с Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным, сформулировал условия, при которых Церковь могла бы серьезно рассматривать результаты экспертизы… Наша позиция заключается в следующем: весь процесс нужно повторить заново, и с самого начала до конца Церковь не должна наблюдать со стороны – она должна быть включена в этот процесс… У Церкви еще не сформулирована позиция по результатам этих исследований – она будет формироваться, в том числе в контексте работы Синода и Архиерейских Соборов… Мы должны выслушать доклады экспертов и задать любые вопросы, какие посчитаем нужными. Ничто не предопределено – окончательное суждение будет иметь Архиерейский Собор…» Президент с пониманием отнесся к позиции церкви.

В ходе нынешней Конференции, которую необходимо рассматривать как предварительную, прошли отчетные выступления ведущих российских ученых, криминалистов, историков и сотрудников следственных органов. Несколько часов они выступали перед залом, заполненным священнослужителями, отвечали на задаваемые вопросы – и от членов президиума, и от слушателей из зала.

Была достигнута договоренность членов патриаршей комиссии о неразглашении промежуточных результатов. Этим объясняется то, что в этой публикации мы временно умалчиваем о деталях медико-стоматологической экспертизы. Не хочется подводить членов экспертной комиссии, сделаем это позднее, наши материалы для этого собраны.

В своем выступлении епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) – секретарь Церковной комиссии – акцентировал, что экспертные группы церковных и светских специалистов «не оказывают влияния друг на друга… Церковная комиссия состоит из историков, для которых очень важна историческая составляющая, ее вероятностный ритуальный характер: изучается множество возможных вариантов уничтожения людей с помощью огня и кислоты, отрубания голов… Николай II даже после отречения оставался символической, сакральной фигурой, поэтому его убийство во многих отношениях могло иметь совершенно определенный ритуальный смысл… К следствию привлечены эксперты в области криминалистики, антропологии, генетики и судмедэкспертизы. Судмедэксперты и антропологи работают сами по себе. Для нас это очень важно. Никакого воздействия на них нет».

Экспертиза

Одной из наиболее убедительных, но не заменяющих все остальные историко-источниковедческие исследования «екатеринбургских останков» является экспертиза стоматологического статуса, то есть исследования останков зубочелюстной системы. Грамотно проведенная с соблюдением всех требований, она широко используется в судебной медицине, давно считается одним из наиболее точных методов идентификации тел, в том числе скелетированных. Недаром именно по обнаруженной в воронке от авиабомбы близ Рейхстага челюсти советским криминалистам удалось идентифицировать тело Адольфа Гитлера.

Специалисты в области судебно-медицинской экспертизы считают, что среди частных физических признаков человека большое значение имеет состояние зубов и челюстей, поскольку оно в достаточной степени индивидуально и, что важно, как правило, подробно исследуется и фиксируется в медицинских документах при жизни человека. При проведении стоматологической экспертизы считается необходимым исследования и фиксация следующих признаков:

  • особенности смыкания зубов, определяющих тип прикуса;
  • количество зубов; отсутствующие зубы и состояние лунки или свободного края челюсти на месте отсутствующего зуба;
  • размеры зубов; зубные отложения;
  • патологические изменения (локализация и глубина кариеса и др.);
  • следы от лечения (пломбы, материал, из которого они изготовлены). При наличии зубных протезов отмечают его тип (съемный, несъемный), расположение, конструкцию и материал, из которого он изготовлен;
  • при исследовании трупов неизвестных лиц рекомендуется производить рентгенографию челюстей, изъятие протезов для дальнейшего исследования, а также изготовление схематических рисунков зубных рядов и фотографии зубов.

Каждый этап фотодокументируется.

По опубликованным на сайте Православие.ру данным об участниках патриарших экспертных комиссий по изучению «екатеринбургских останков» познакомим вас с некоторыми авторитетными докладчиками, ближе всего затрагивающими вопросы важности стоматологической направленности:

  • Марина Викторовна Молодцова – полковник юстиции, старший следователь по особо важным делам Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ. В своем выступлении она поделилась со слушателями конференции недостатками предыдущего следствия, отметила необходимость возобновления нового следствия (начатого осенью 2015 года); дала оценку состояниям расследования уголовного дела и предварительных результатов отдельных криминалистических экспертиз. Она отметила также, что пока еще не закончена молекулярно-генетическая экспертиза, экспертиза почвы с целью установления вероятности сожжения останков тел и др.
  • Вячеслав Леонидович Попов – российский криминалист и судебный медик, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского университета морского и речного флота, д.м.н.,
    профессор, заместитель начальника по научной работе Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области – познакомил собравшихся с результатами судебно-медицинской экспертизы; выразил свое видение вероятной возможности полного сожжения (уничтожения) тел в заданных условиях местности, где были найдены останки, оценил огнестрельные ранения на останках.
  • Денис Валерьевич Пежемский – к.б.н.,
    старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова – доложил собравшимся о предварительных результатах комплексной судебно-медицинской антропологической экспертизы, отметив, что до сих пор не выявлены/не найдены медицинские документы царской семьи, где были бы подробные стоматологические описания, что, к сожалению, не способствует быстрому решению вопросов идентификации останков.
  • Владимир Николаевич Трезубов – академик РАЕН, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии и материаловедения с курсом ортодонтии Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. академика И.П. Павлова, д.м.н.,
    профессор – рассказал о ходе и результатах  проводимого судебно-стоматологического исследования, представил характеристику зубочелюстной системы и рентгеноцефалометрический анализ строения лицевого скелета у «екатеринбургских останков»; акцентировал мнение, что проведенные экспертизы не могут дать (в силу объективных причин) степени вероятности при идентификации выше 95%: «Очень много похожего. Чтобы поставить точку в исследованиях – необходимо наличие недостающих медицинских документов».
  • Во время слушаний было высказано мнение, что «на данный момент историческая экспертиза находится в начале своего пути, работу комиссии никто не подгоняет, никто не ставит конкретных сроков, не торопит к какой-то дате, но историческая справедливость должна быть установлена. Работа идет в спокойном режиме... Надо один раз решить этот вопрос и больше к нему не возвращаться».
  • Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил, что завершение экспертизы – это «только этап: нужно посмотреть, как результаты одной экспертизы сочетаются с другой».

Материал по интернет-источникам подготовила Галина МАСИС