Государственные закупки стоматологических материалов

В каждом втором регионе страны мы можем наблюдать целые списки торговых наименований стоматологических материалов в Территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, что нарушает антимонопольное законодательство Российской Федерации и федеральные законы о контрактных закупках

Государственные закупки и электронные торги регламентируются в РФ двумя основными федеральными законами – 44-м и 223-м.

Ни для кого не секрет, что согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация о закупе должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств при отсутствии таких наименований – на химические, группировочные наименования.

Но в каждом втором регионе страны мы можем наблюдать целые списки торговых наименований стоматологических материалов в Территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ТОМС), что нарушает антимонопольное законодательство РФ и федеральные законы о контрактных закупках.

Заключение о нарушении антимонопольного законодательства по данному вопросу было вынесено в Федеральной антимонопольной службе по Республике Крым и городу Севастополю (Заключение прилагается).

В Крымское УФАС России поступило обращение от гражданина Малаева М. Г. вх. №126/10 от 10.02.2017 г., в котором указывается на возможное нарушение антимонопольного законодательства со стороны Совета министров Республики Крым при принятии постановления от 23.12.2015 года №837 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2016 год». Данным постановлением утверждена ТОМС в Республике Крым на 2016 год. Приложением №18 к программе установлен перечень стоматологических материалов и средств, стоматологических инструментов и лекарственных препаратов, используемых при оказании гражданам медицинской помощи, в том числе с указанием торговых наименований.

Какие же мы видим изменения в территориальных программах ОМС на 2018 год?

Уход от торговых наименований и структуризация по группам материалов в перечне медикаментов. Рассмотрим на примере Нижегородской области: «Перечень медикаментов и лечебных расходных стоматологических материалов, применяемых при оказании стоматологической помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской помощи в 2018 году и плановый период 2019-го и 2020 годов».

Однако уже с 11 января 2018 года вступили в силу отдельные изменения.

При закупках товаров в описании объекта закупки можно будет указывать товарные знаки. Новая редакция части 1 статьи 33 гласит: «Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами „или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

Наша справка:

Товарный знак (также товарная марка или торговая марка; ™) – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признается исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Теперь в закупках заявитель правомерно может указывать торговое марку медицинского изделия, добавив слова «или эквивалент». Ранее упоминание торгового знака возможно было лишь в закупках по статье «за счет средств от иной приносящий доход деятельности (Платные услуги)».

Давайте посмотрим, что же проходило на электронных площадках закупок…

Одна из позиций из технического задания одной из СП Астраханской области была представлена в виде торгового наименования импортного медицинского изделия AH-26 AH-PLUS – Dentsply, США, когда на рынке представлены аналоги как минимум от трех российских производителей: ООО «НКФ Омега-Дент», АО «ОЭЗ „ВладМиВа”», ООО «ТехноДент» в такой же форме выпуска паста/паста и таким же объемом 4 г/4 г, с эквивалентными показаниями по применению.

Давайте посмотрим, розничную ценовую политику данных материалов:

  • AH-PLUS – Dentsply, США – 3550 руб.
  • «Гуттасилер Плюс», ООО «НКФ Омега-Дент» – 1035 руб.
  • «Эпоксидин», ООО «ТехноДент» – 900 руб.
  • «Виэдент», АО «ОЭЗ „ВладМиВа”» – 242 руб.

Да, интересная получается картина: если производители «Омега-Дент» и «ТехноДент» еще как-то солидарны в себестоимости своих изделий (плюс коммерческая наценка), то «ВладМиВа» удивляет оптимизацией затрат на изготовление аналогичного материала, еще и включающих торговую наценку.

Мы не будем в данной статье оценивать клиническую эффективность данных материалов, но такая значительно низкая стоимость третьего российского игрока настораживает и в то же время дает завидные преимущества в торгах.

Успех оказания качественных стоматологических услуг состоит из нескольких факторов:

  • профессиональное соответствие врача-стоматолога;
  • соблюдение клинических протоколов лечения;
  • использовании качественного стоматологического материала.

И как же стоматологической поликлинике заполучить этот заветный материал? С 2018 года в перечень медикаментов включены светоотверждаемые реставрационные материалы, давайте посмотрим несколько эквивалентов:

Один из открытых интернет-ресурсов предлагает нам таблицу материалов российского производства, которые являются аналогами импортных материалов, – http://stomunion.com/tablicza-analogov/i.-vrachebnyie-materialyi,-oborudovanie-i-instrumentyi/kompozityi-svetovogo-otverzhdeniya/

Композиты светового отверждения

Импортный продукт ВЛАДМИВА ТЕХНОДЕНТ РАДУГА-Р СТОМАДЕНТ
Filtek Z 250 – 3M
Charisma Combi
Spectrum – Dentsply
«ДентЛайт»   «Фолакор-С» «Унирест»
Filtek Ultimate – 3M   «Реставрин»   «ЭСТЕЛЮКС»
Filtek flow – 3M «Дентлайт флоу»     «ФЛОУРЕСТ»

Давайте посмотрим розничную ценовую политику наногибридных композитов:

  • Filtek Ultimate – 3M, США – 2400 руб.
  • «Эстелюкс», ООО «СТОМАДЕНТ» – 770 руб.
  • «Реставрин», ООО «ТехноДент» – 800 руб.

Таким образом мы видим, что государственная политика импортозамещения медицинских изделий начинает набирать свои темпы. В ряде позиций по расходным стоматологическим материалам российские производители представлены четырьмя компаниями: ООО «ТехноДент», ООО «СТОМАДЕНТ», ООО «НКФ Омега-Дент», АО «ОЭЗ «ВладМиВа».

Растет конкуренция между производителями российского производства. Каждый бренд ведет активную научно-исследовательскую работу обосновывая качество и высокую эффективность отечественных материалов.

Безусловно, не во всех сегментах стоматологических материалов такая конкурентная среда: например в зубопротезировании, где только идет развитие цифровых технологий в стоматологии, единственным российским производителем заготовок для изготовления материалов для стоматологических реставраций из диоксида циркония для CAD/CAM-систем, является ООО «Циркон Керамика».

Российские производители поменяли свои стратегии развития и вкладывают значительные средства не только в повышение качества продукции, но и в маркетинговые коммуникации, а также в научно-исследовательские проекты. Например: ООО «НКФ Омега-Дент», АО «ОЭЗ «ВладМиВа» в последние годы провели ребрендинг упаковки своих продуктов. Работают они и в расширении экспортных поставок по другим направлениям.

В 2017 году большую программу «Открытое производство» провела компания ООО «ТехноДент», в рамках которой были заключены соглашения с более чем 10 стоматологическими вузами страны, терапевтическая продукция российского производителя будет включена в клиническую практику и исследовательскую работу. Следующим этапом в 2018 году будут реализованы выезды студенческих групп для прохождения практики на производственной площадке совместно с технологами-разработчиками материалов. Компания также курирует международное сотрудничество в научно-исследовательском направлении: преподаватель РУДН приняла участие в конференции в Индии, рассказав коллегам о российском подходе к лечению отечественными материалами и препаратами. Надеемся, что тенденции в развитии стратегии качества завоют сердца и стоматологов частного сектора.

Материал подготовила Наталья МЕЛЬНИКОВА