Крис Фаррелл: «Миофункциональное лечение укрепляет общее здоровье. Исправление аномалий прикуса – лишь приятный побочный эффект»

6-7 апреля в Москву приезжает доктор Крис Фаррелл – знаменитый австралийский врач с опытом клинической практики более 40 лет, разработчик всем известных миофункциональных трейнеров (T4K, T4A) и основатель компании Myofunctional Research Co. (MRC). Он автор многочисленных статей в австралийских и международных журналах по стоматологии, обладатель патентов на аппараты и методы лечения, применяемые в детской стоматологии, ортодонтии и медицине сна. Никогда не скажешь, что этому подтянутому, спортивному человеку с проницательным взглядом недавно исполнилось 70 лет.

В 2017 году компания MRC открыла офис в Москве. В феврале российская команда MRC побывала в Австралии. Крис Фаррелл лично обучал сотрудников и рассказал, что он готовит для семинара в России.

Вы часто бываете в России?

Трейнеры известны в России более 15 лет, и я много раз бывал в вашей стране. Российские врачи имеют хорошую профессиональную подготовку и постоянно развиваются, с ними приятно работать.

Офисы компании MRC есть в США и Европе, а недавно был открыт офис в России. Какие у вас планы?

Хочется донести до российских врачей нашу методику, чтобы они не просто продавали пациенту трейнер, а понимали, в чем суть миофункционального лечения. Также нужно, чтобы врачи получали поддержку на родном языке.

Какие заболевания лечат с помощью миофункционального подхода?

Мы разработали методику раннего лечения аномалий прикуса у детей – систему Myobrace. Также мы лечим храп, бруксизм, обструктивное апноэ сна и дисфункцию ВНЧС у детей и взрослых при помощи системы MyOSA. Разработанный нами современный миофункциональный подход соединил в себе принципы традиционной миофункциональной терапии и коррекции дыхания, поэтому он позволяет не только выровнять зубы. Он укрепляет общее здоровье: тренирует носовое дыхание, правильное глотание. У ребенка восстанавливается сон и кровоснабжение мозга, улучшается поведение и школьная успеваемость. По сравнению с этим, лечение прикуса – лишь приятный побочный эффект.

Как вы пришли к идее создания миофункциональных аппаратов?

После окончания института в 1971 году я занимался ортодонтией, как и мой отец. В 1970-х годах я долго жил и работал в Великобритании и посещал семинары европейских и американских специалистов. Среди них были Джон Мью (John Mew), Гарольд Гельб (Harold Gelb), Джон Уитзиг (John Witzig). Я заметил, что у аномалий прикуса, дисфункции ВНЧС и нарушений дыхания есть общие причины: это не отдельные симптомы, это синдром. Эти причины – ротовое дыхание, неправильное глотание и другие вредные привычки, связанные с нарушением функции мышц. В конечном счете, это связано с неполноценным питанием, искусственным вскармливанием, ухудшением качества воздуха и пищи. Еще Эдвард Энгль в 1907 году писал о том, что если не исправить эти вредные привычки, то невозможно полностью исправить прикус. В середине XX века в Восточной Германии профессор Френкель разработал аппарат, регулирующий функцию мышц. Также уже сто лет известна миофункциональная гимнастика. В Советском Союзе была популярна дыхательная гимнастика Бутейко. Это были глубокие идеи, но очень неудобные на практике, особенно для детей. Мы первыми объединили в одну систему миофункциональные аппараты, упражнения и тренировку дыхания, добавили педагогические знания, чтобы улучшить кооперацию с детьми. Наши трейнеры, упражнения, учебные материалы нравятся детям, удобны для родителей и выгодны для клиник.

Вы помните первый разработанный вами аппарат?

Это была шина TMJ для лечения ВНЧС. Хотя прошло уже 30 лет, она до сих пор выпускается и очень популярна у врачей и пациентов.

У АНОМАЛИЙ ПРИКУСА, ДИСФУНКЦИИ ВНЧС И НАРУШЕНИЙ ДЫХАНИЯ ЕСТЬ ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ, ЭТО НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ, ЭТО СИНДРОМ

Как вы разрабатываете новые аппараты?

У компании MRC пять собственных клиник в Австралии. Все аппараты – не просто теоретическая разработка. Они созданы в ответ на запросы врачей, на основе клинической практики. Я не всегда создаю именно такой аппарат, как просят врачи, – обычно он другой, но еще лучше соответствует тем целям, которых они хотят добиться в лечении.

Как добиться, чтобы дети носили съемные аппараты и делали упражнения?

Нужно, чтобы ребенок был активным участником процесса лечения. Он должен понимать, какие шаги нужно предпринять и какие будут результаты. Нужно общаться не только с родителями, но и с ребенком, и говорить на его языке. Например, мы разработали мобильное приложение «Упражнения Myobrace» (myobraceactivities.com), где в форме мультиков показано, как делать упражнения.

Есть ли в России клиники, работающие по вашим методикам?

Несмотря на то что трейнеры известны почти всем стоматологам в России и многие их назначают, не у всех есть понимание, как предлагать миофункциональное лечение пациентам в комплексе. Однако уже есть несколько клиник в России, работающих по протоколу и участвующих в нашей программе поддержки клиник Myobrace Member. Например, это клиника «Биодент» в Самаре, клиники «Миодент», «Зубренок» и еще несколько клиник в Москве. Готовятся к открытию клиники в Ставрополе, Краснодаре, Красноярске, Челябинске, Владивостоке. В феврале российские врачи были на стажировке в наших клиниках в Австралии. Чтобы клиника была успешной, руководитель клиники, врач-ортодонт или детский стоматолог, и ассистенты должны работать в команде.

Насколько популярен сейчас миофункциональный подход в мире?

Это волнообразный процесс. Сейчас идет новая волна интереса к этому направлению, связанная с профилактикой апноэ сна. На саммите врачей, работающих по нашим методикам в США, в прошлом году было более 100 участников. В Европе мы работаем в 48 странах. В России 2 марта прошел международный конгресс в Первом МГПУ им. Сеченова, посвященный перспективам развития миофункциональной терапии в медицине. Я записал для него приветственное видео, и также там выступили несколько врачей, работающих по нашей методике. Спрос пациентов на профилактические, малоинвазивные методы лечения растет.

Расскажите о новой линейке аппаратов Myobrace, недавно зарегистрированной в России.

Мы очень долго этого ждали. В Австралии, Европе и США на ней работают уже несколько лет. Это профессиональная линейка. Улучшена конструкция аппаратов, расширен модельный ряд. С ней удобно поэтапно планировать лечение. У нас разработаны четкие пошаговые протоколы, в них указаны, какие аппараты, упражнения, дополнительные техники назначать на разных этапах лечения. Об этом будем подробно говорить на семинаре.

Что еще нового будет на вашем семинаре в апреле?

Сейчас я закончил работу над новым протоколом по системе MyOSA. Это система миофункционального лечения СОАС, краниомандибулярной дисфункции, храпа у детей и взрослых. Также мы разработали совершенно новый курс миофункциональных упражнений MyOSA для взрослых, анонс которого я сделаю в Москве. Это будет мой первый визит в Москву с открытия нашего собственного учебного центра в Москве на Павелецкой, и я очень рад, что теперь врачи смогут не просто посетить мою лекцию, но и пройти практические курсы по внедрению методики в нашем учебном центре после моего отъезда.

Беседу провела Екатерина Анфилофьева