Первичная аккредитация специалистов-врачей в Центре аккредитации при Первом МГМУ им. Сеченова

Процедура первичной аккредитации специалистов включает три этапа оценки квалификации лица. Тестирование – для оценки знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных стандартов и освоения профессиональных компетенций. Оценка практических навыков в симулированных условиях – для определения владения выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта. А также решение ситуационных клинических задач для оценки освоения выпускниками пройденного материала и формирования клинического мышления.

На втором этапе – при оценке практических навыков в симулированных условиях – молодые специалисты демонстрировали свои умения по направлениям: «Сердечно-легочная реанимация», «Стоматологический осмотр пациента», «Анестезия в стоматологической практике», «Удаление зуба / пломбирование полости зуба», «Препарирование зуба».

Комиссия из 36 врачей-стоматологов под руководством председателя Григорьянца Л. А. участвовала в аккредитации выпускников Первого МГМУ им. Сеченова, которые показали высокий уровень профессиональной подготовки и справились со всеми этапами первичной аккредитации специалистов-врачей.

В этом году в России процедуру первичной аккредитации по специальности «стоматология» по допуску к медицинской деятельности проходят 7030 выпускников в 58 вузах РФ. В качестве экспертов аккредитационных комиссий по линии СтАР, которые принимают экзамены у будущих врачей-стоматологов (на основании Приказа № 261 от 23 мая 2018 года «Об утверждении составов аккредитационных комиссий Министерства здравоохранения РФ для проведения аккредитации специалистов, имеющих высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура)» работают 480 экспертов-членов Стоматологической ассоциации России и практикующие высокопрофессиональные врачи-стоматологи.

Так, президент СтАР Садовский В.В. исполнительный директор Плис А.А.посетили ведущий вуз Москвы – Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, где проходил третий, заключительный, этап процедуры первичной аккредитации выпускников, который показывает клиническое мышление будущего врача. Аккредитуемый в режиме диалога с экспертами решает ситуационные задачи, в каждой из которых содержится по пять вопросов по стоматологии хирургической, терапевтической, ортодонтической, детской, ортопедической.

Исполнительная дирекция СтАР выражает благодарность нашим уважаемым экспертам Стоматологической ассоциации России всех вузов страны, врачам клиник разных форм собственности, представителям инновационных центров СтАР и профессорско-преподавательским составам за благородный безвозмездный труд и личное время. Желаем дальнейших профессиональных успехов нашим экспертам СтАР.

Напомним, первичная аккредитация выпускников по допуску к медицинской деятельности вступила в законную силу в 2016 году, и первыми ее проходили стоматологи и фармацевты.

Аккредитация состоит из трех этапов: тестирование, проверка практических навыков, решение клинических задач. Оценивают знания выпускников независимые эксперты. Выпускник получает допуск к медицинской деятельности в случае, если успешно сдаст после ГИА все три этапа аккредитации.

Вот как прокомментировал прошедшее мероприятия декан стоматологического факультета Первого Московского государственного университета имени И. М. Сеченова, профессор кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии, председатель Ученого совета стоматологического факультета профессор Олег Иванович Адмакин:

– Данная процедура проводиться по специальности «стоматология» уже третий год, поэтому имеется достаточный опыт проведения. Конечно, есть моменты, которые требуют доработки, но в основном это касается организационных моментов. В этом году по специальности «стоматология» были 347 аккредитуемых, из которых только 5 человек не прошли процедуру. Общее впечатление положительное, это хороший и объективный способ проверки уровня подготовки будущих специалистов, так как в аккредитационную комиссию входят ведущие специалисты в данной области. Это представители работодателей, общественно-профессиональных сообществ и преподавателей других вузов. Ежегодно некоторые из этапов посещает президент СтАР Садовский В. В. Уровень подготовки студентов в этом году был несколько выше, чем в прошлые годы, однако это можно объяснить тем, что у аккредитуемых появилась возможность более основательно готовиться к выполнению процедуры. В перспективе планируется обновлять базу данных тестовых заданий и клинических задач. Все эксперты отмечают высокий уровень подготовки аккредитуемых и качество организации процедуры на базе методического центра аккредитации Сеченовского университета.

Также мероприятие прокомментировал Самвел Владиславович Апресян, кандидат медицинских наук., профессор медицинского института РУДН, президент Ассоциации цифровой стоматологии:

– Уже третий год подряд я принимаю аккредитацию у студентов в составе экзаменационной комиссии в Первом МГМУ им. Сеченова.

Все стоматологические факультеты крайне ответственно каждый год подходят к организационным вопросам проведения аккредитации. Хочется особо отметить оргкомитет Первого МГМУ им. Сеченова. Слаженная работа, внимательное отношение к членам экзаменационной комиссии, оперативная реакция на все возникающие вопросы – все это в совокупности оставляет благоприятное впечатление по завершению экзаменов.

Что касается непосредственно подготовки и уровня знаний студентов, тут можно говорить в целом про все стоматологические факультеты. Среди студентов встречаются очень грамотные и подготовленные ребята. Но также встречаются и такие, которые с трудом проходят этап аккредитации. На мой взгляд, необходимо ужесточить контроль знаний студентов на ранних курсах. Ведь когда студент по окончании пятого курса получает неудовлетворительную оценку на этапе аккредитации, возникает вопрос, каким образом он сдавал все предыдущие рубежные аттестации и государственный экзамен.

Также, лично для меня, крайне сомнительным в процессе аккредитации является этап компьютерного тестирования. Я считаю данный этап несколько субъективным, так как известны неоднократные случаи, когда грамотные и подготовленные студенты получали неудовлетворительные оценки на данном этапе и были вынуждены повторно сдавать экзамен спустя год.

В любом случае, процесс аккредитации успешно проходит уже три года. И с каждым годом заметны значительные улучшения в организационных вопросах по уровню подготовки студентов.

Аккредитация проходила сразу в нескольких регионах России, и везде есть свои специфические особенности отношения к этому вопросу. Заведующая кафедрой стоматологии Кировского ГМУ, декан стоматологического факультета, кандидат медицинских наук доцент Светлана Николаевна Громова считает вопрос целесообразности аккредитации на сегодняшний день спорным. Ее кафедра, являясь выпускной, с первого выпуска проводила ГИА в три этапа. При этом первый этап – тестирование на электронном носителе, второй этап – прием практических навыков на симуляторах, включая реанимационные мероприятия, третий этап – собеседование по четырем задачам по различным направлениям стоматологии (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая и детская). При этом критерии оценки практических навыков (прообразы чек-листов) мы составляли сами.

Проведя анализ зависимости результатов аккредитации от результатов ГИА, руководители Кировского ГМУ пришли к следующим выводам:

Подготовка в течение последнего года обучения к тестированию аккредитации приводит и к росту количества хороших и отличных результатов при тестировании на ГИА, возрастает увеличения показателя качества.

На этапе сдачи практических навыков прослеживается эта же тенденция.

Качество знаний по собеседованию возросло на 5% за три года.

Вырос средний балл ГИА, показатель качества составил 95%.

Выпускники в течение последнего года обучения на практических занятиях вырабатывают определенный алгоритм действий при работе с пациентом, согласно утвержденным клиническим рекомендациям.

Но есть и отрицательные моменты. Будущий врач не учится думать логически, а подгоняет свои действия под стандарт. Происходит «натаскивание» студента для получения определенного балла. Если встретится нестандартная ситуация, то он не сможет применить свои знания и умения.

Работая на симуляторах, выпускник не учится общению с пациентом, не может учесть человеческий фактор. Пациент не знает, что доктор новичок, но замечает его трясущиеся руки и неуверенность. Молодой врач просто боится пациента.

Аккредитация повторяет сдачу ГИА. У выпускников повторный стресс от очередной аттестации. Этим проявляется недоверие практического здравоохранения к работе вуза. Если в комиссии на ГИА 50% – работодатели или представители практического здравоохранения, они могут на этом этапе оценить и практические, и теоретические знания выпускника. Можно ввести в комиссии представителей СтАР, разработать единую базу фондов оценочных средств. Многие представители вузов являются членами экспертной группы по оценке фондов оценочных средств, предлагают свои тесты и задачи в единую базу. Порой знания представителей практического здравоохранения устарели, так как они сейчас предпочитают учебу дистанционно, без сдачи экзаменов и отрыва от производства.

По итогам проведения мероприятия Светлана Николаевна Громова делает такой вывод: «С одной стороны, аккредитация приучает работать по стандартам, защищая врача юридически от «потребительского экстремизма», но с другой стороны, мы теряем человеколюбящего врача, способного для блага пациента отступать от протокола. Если пациент умер, но врач все сделал по стандарту, то он молодец. Если пациент выжил, но были отступления – врача наказать. Не работаем на результат лечения. Теряем творческий подход. Arte et humanitate, labore et scientia».

Материал подготовила Ольга Гитуляр при участии пресс-службы СтАР

Перейти к содержанию издания ->