ВИЗИТКА

Светлана Николаевна Разумова – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний

Светлана Николаевна Разумова:
«Кафедра – это научно-педагогический подход и вдохновение!»

Газета «Стоматология Сегодня» приветствует в своей постоянной рубрике «Визитка» замечательного специалиста – заведующую кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний РУДН, доктора медицинских наук, профессора Светлану Николаевну Разумову. Светлана Николаевна имеет огромный опыт работы, как в практическом здравоохранении, так и в научной и административной деятельности. Полученными знаниями и опытом она теперь щедро делится с новым поколением в стенах университета.

– Первый традиционный вопрос: Светлана Николаевна, каков был ваш путь в стоматологию?

– Мои родители по профессии были энергетики и к медицине отношения не имели. Мама очень хотела, чтобы я поступала в консерваторию по классу фортепиано. Но я уже в старших классах поняла: хочу стать врачом-стоматологом. Не могу объяснить, почему так произошло, решение пришло ко мне неожиданно. О своем выборе я никогда не пожалела. Я окончила Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко. После окончания интернатуры работала врачом-стоматологом в многопрофильном медицинском центре. Это была настоящая команда профессионалов, где все делились знаниями и опытом. И главное, было не только желание, но и возможности учиться новому у старших коллег. На моем пути всегда встречались замечательные руководители, которые оценивали не только профессиональные навыки, но и развивали организационные способности. Именно поэтому впоследствии мне предоставили возможность возглавить стоматологические отделения нескольких медицинских учреждений, чем я и занималась довольно продолжительное время. Имея такую хорошую школу, я довольно успешно сочетала практическую работу врача-стоматолога и административную работу заведующей отделением. В 2000 году я поступила в аспирантуру. И с этого момента началась моя научно-педагогическая деятельность. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Оптимизация стоматологической санации беременных женщин в Московском мегаполисе», в 2007-м – докторскую диссертацию на тему «Диагностические и прогностические критерии оценки стоматологической патологии по морфологической картине ротовой жидкости у пациентов различных возрастных групп».

– Кого Вы считаете своими учителями в профессии?

– Нашему поколению выпускников Московского медицинского стоматологического института имени Н.А. Семашко (тогда это был ММСИ, а теперь – МГМСУ им. А.И. Евдокимова) посчастливилось учиться у выдающихся ученых.  Например, у заслуженного врача РСФСР, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента РАМН, доктора медицинских наук, профессора Вадима Николаевича Копейкина. Мое научное мировоззрение было сформировано под влиянием таких ученых, как профессор Виктор Евсеевич Радзинский и профессор Светлана Николаевна Шатохина.

– Что Вы особенно оцениваете из своих научных результатов?

– Конечно, это моя докторская диссертация. На основании полученных результатов были разработаны новые, неинвазивные методы ранней и дифференциальной диагностики. Выявлены закономерности суточной динамики морфологической картины ротовой жидкости, определен основной состав маркеров патологии ротовой жидкости, разработаны способы прогнозирования и ранней диагностики различных стоматологических заболеваний.  В настоящее время коллектив нашей кафедры, совместно с аспирантами и студентами, активно проводит научные исследования по многим различным стоматологическим направлениям, развивая и внедряя новые технологии.

– Расскажите, пожалуйста, об особенностях работы вашей кафедры в РУДН.

– На нашу кафедру студенты приходят на первом и втором курсе.  Наш коллектив всегда стремится заложить и сформировать в них любовь к выбранной специальности, глубокий интерес к развитию в ней, познакомить с новыми инновационными технологиями в стоматологии. 

Кроме того, кафедра обучает ординаторов и аспирантов. Реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для врачей по основным стоматологическим специальностям. Сотрудничает с зарубежными вузами. Принимает участие в олимпиадах, научных конференциях и конгрессах в России и за рубежом. Активно ведет научную работу.

Кафедра – это научно-педагогический подход и вдохновение! У нас сложился замечательный творческий педагогический состав преподавателей и сотрудников, устремленных в будущее стоматологии и сознающих важность нашего дела – качественного воспитания молодых коллег. Преподаватели у нас разного возраста.  Вероятно, именно этот факт влияет на творческую активность кафедры, так как всегда в наличии большое количество новых идей и способность их реализации в условиях большого практического и жизненного опыта. Весь коллектив с уважением относится к педагогам, участвовавшим в становлении кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний. Я лично благодарна профессору Булгакову В.С. за его вклад в организацию работы кафедры.

Благодаря директору Медицинского института РУДН профессору Абрамову А. Ю. и заместителю декана по стоматологии профессору Дауровой Ф.Ю. сегодня в образовательные программы специалитета на всех кафедрах активно внедряется обучение на фантомах и симуляторах. Оно приближено к реальности. И снижает до минимума риски для пациента при оказании ему помощи в условиях клиники. Благодаря тренировкам обучающихся на симуляторах создаются условия для отработки и совершенствования навыков. Это позволяет студентам уже с первых курсов овладевать современными методиками лечения.  У них появляется уверенность в своих мануальных навыках и снижается уровень стресса при работе с реальным пациентом в клинических условиях.

– Когда в жизни кафедры воплотилось в реальность обучение на симуляторах?

– В Медицинском институте Российского университета дружбы народов в декабре 2013 года был основан Центр симуляционного обучения (ЦСО), площадью 2000 кв. метров. Это один из самых современных центров в нашей стране. Руководит центром доктор медицинских наук, профессор Тигай Ж. Г. Цель создания ЦСО – приобретение мастерства в условиях no stress без постоянного контроля наставника, работы клиники, без риска для пациента, формирование профессиональных компетенций в системе непрерывного профессионального развития. Хочу уточнить, что все подразделения Медицинского института РУДН, включившие в свои программы обучающий симуляционный курс подготовки обучаемого контингента,  могут использовать эту материальную базу. Сегодня все выпускники нашего вуза разных ступеней обучения проходят симуляционный курс и сдают экзамены.

– Как Вы любите  проводить свободное время?

 – Честно скажу, что свободного времени совсем немного. Предпочитаю проводить его в кругу семьи и с друзьями. Люблю путешествовать, посещать выставки, театры, концерты, гулять в лесу, читать, принимать гостей.

– Пожелаете что-то нашим читателям и вашим коллегам?

– Я желаю всем постоянно повышать свой уровень знаний и квалификации, не бояться неординарных ситуаций и их разрешения. И, конечно же, всем желаю удачи, полного благополучия и личного счастья.

В последние годы я наблюдаю такую тенденцию – выпускники очень много работают и совсем забывают о себе и семье. Ведь человек – это многогранная личность, которая не может быть удовлетворенной лишь работой или только семейной жизнью. Рутина всегда угнетает человека, поэтому так необходимы в жизни вдохновение и творчество! Поэтому желаю всем сил и возможностей для полной реализации своих идей!

Материал подготовила Ольга Гитуляр

Читать издание полностью ->