ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Что нового Проект об изменении лицензионных требований нам готовит?…

15 ноября 2018 года Министерством здравоохранения Российской Федерации на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) был размещен текст Проекта Постановления Правительства РФ о внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Данный проект предусматривает внесение довольно большого количества изменений в существующее Положение о лицензирование медицинской деятельности, утвержденное Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, как чисто технического характера, предусматривающих приведение норм Положения в соответствие с нормами действующего законодательства (например, закрепляется альтернатива сертификату специалиста – аттестат об аккредитации), так и изменения меняющие лицензионные требования (например, требования к образованию руководителя медицинской организации).

Рассмотрим наиболее существенные с нашей точки зрения изменения, которые обязательно затронут стоматологические клиники, в случае своего принятия. 

Во-первых,  это ожидаемые, в свете принятого 19.09.2018 г. Верховным Судом РФ определения №308-КГ18-13416, которым была поддержана позиция контролирующих органов о том, что согласно лицензионным требованиям, руководителем медицинской организации может быть только лицо, с медицинским образованием, изменения касательно требований к образованию руководящего состава медицинской организации. Проект закрепляет возможность замещения должности руководителя медицинской организации, включая и стоматологические клиники – лица, не имеющего медицинского образования, но обязательно с наличием высшего образования и дополнительного профессионального образования в области менеджмента в здравоохранении.

В таблице приведен подробный анализ предусмотренных Проектом изменений требований к образованию и стажу работы руководящего состава медицинской организации.

Обращаем внимание!

В Проекте меняется требование к стажу работы руководителя медицинской организации, имеющего высшее медицинское образование. Так, предлагается закрепить, что стаж работы руководителя медицинской организации на руководящих должностях в медицинской организации должен составлять не менее 5 лет (напомним, что Положением о лицензировании в настоящее время указан «стаж по специальности»). Исключение сделано только для должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» – стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет.

Изменения, вносимые Проектом в пп. «д» п. 4 Положения, приводят нормы о лицензировании медицинской деятельности в соответствие с действующим законодательством – Федеральным законом № 323-ФЗ предусмотрена замена действующей системы сертификации на систему аккредитации специалистов. С 1 января 2016 года вступила в силу статья 69 указанного Федерального закона, регламентирующая, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Таким образом, проектом постановления предлагается инкорпорировать возможность подтверждения наличия допуска к осуществлению медицинской деятельности не только сертификатом специалиста, но и свидетельством об аккредитации специалиста.

На наш взгляд, существенные изменения коснуться пп. «ж» п. 4, сегодня эта норма для медицинских организаций частной системы здравоохранения не применялась и закрепляла обязательность соответствия структуры и штатного расписания соискателя лицензии – юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организации. В Проекте же предлагается требование о соответствии «структуры и штатного расписания соискателя лицензии – юридического лица заявляемым работам (услугам)» распространить на всех субъектов, включая и медицинские организации частной системы здравоохранения.

На сегодняшний день единственными нормативными правовыми актами, в которых содержатся рекомендуемые штатные единицы, – это порядки оказания медицинской помощи. В стоматологии – это Приложение №7-10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 №1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» и Приложение № 2, 5, 8, 11  Приказа Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. №910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями».

Полагаем, что принятие данной нормы для субъектов частной системы здравоохранения (особенно небольших клиник) будет являться чрезмерно обременительным, что в свою очередь будет побуждать их либо к объединению и укрупнению клиник, либо к исчезновению малых и микропредприятий с рынка оказания платных медицинских услуг. В связи с эти призываем профессиональные общественные организации не оставаться в стороне и направить в Министерство здравоохранения РФ свои замечания и предложения по данному пункту Проекта.

Пожалуй, еще одним существенным моментом представленного Проекта является исключение из Приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности ряда работ (услуг), среди которых:

 работы (услуги) по «стоматологии профилактической» в связи с тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ профилактика является частью медицинской помощи, одновременно с этим, квалификационными характеристиками врача-специалиста согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н предусмотрены должностные обязанности, включающие в себя в том числе проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний; при этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена должность врача по стоматологии профилактической;

работы (услуги) по «стоматологии общей практики», так как в настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования, завершившие обучение по специальности «стоматология общей практики» в рамках интернатуры и ординатуры, занимают в медицинских организациях Российской Федерации должность «врач-стоматолог». Такая ситуация обусловлена тем, что номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н, не предусматривает должность врача-стоматолога общей практики, в связи с чем работы (услуги) по стоматологии общей практики не могут выступать в качестве объекта лицензирования медицинской деятельности. Кроме того, в настоящее время завершается процедура утверждения базового профессионального стандарта «врач-стоматолог» для специалистов с высшим медицинским образованием, получивших обучение в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология;

работы (услуги) по «организации здравоохранения и общественному здоровью», по «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью», поскольку Положением о лицензировании устанавливаются соответствующие исчерпывающие требования к руководителям медицинских организаций, а квалификационными характеристиками – требования к квалификации среднего медицинского персонала, при этом содержание данных работ (услуг) напрямую не относится к медицинской деятельности, такое пояснение дает Минздрав РФ;

работы (услуги) по «дезинфектологии». Здравый смысл восторжествовал и практика территориальных органов Роспотребнадзора штрафовать медицинские организации за отсутствие в лицензии работ (услуг) по «дезинфектологии» должна прекратиться. Позиция, которую пытались донести посредством направления писем и совместных обращений до Министерства здравоохранения все медицинские сообщества без исключения, в том числе и СРО МНПСП «Лига», была воспринята: обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий должно осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по «дезинфектологии», а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Проектом предлагается уменьшение бюрократических издержек при получении лицензии за счет исключения из перечня документов, прилагаемых к заявлению соискателя лицензии копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке, а также квитанции об оплате государственной пошлины.

Выражаем надежду, что наша статья поможет руководителям стоматологических клиник заранее к ним подготовиться и минимизировать возможные затраты.

Участники Саморегулируемой организации МНПСП-Лига с оптимизмом смотрит на грядущие перемены, в тоже время занимают активную и непримиримую позицию по отношению к политике государства возложить излишние, ничем не обоснованные требования, а также издержки по их реализации на плечи добросовестных участников частной системы здравоохранения.

СРО Лига подготовила и разместила свои замечания и предложения по настоящему Проекту на портале проектов нормативных правовых актов. Коллеги, призываем вас не оставаться в стороне от решения общих проблем – вместе мы сила, способная обратить на себя внимание чиновников!

Требования к руководящему персоналу стоматологической клиники согласно действующему Положению о лицензировании медицинской деятельности Требования к руководящему персоналу стоматологической клиники согласно
Проекту изменений, разработанному Минздравом РФ
для руководителя медицинской организации, наличие

1.

высшего медицинского образования + послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения

+

сертификата специалиста

+

дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»

высшего медицинского образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам
+
свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста
«Организация здравоохранения и общественного здоровья»

или высшего образование по одному из направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Юриспруденция»

+

дополнительного профессионального образования в области менеджмента
в здравоохранении

2.

 

при намерении осуществлять доврачебную помощь:высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или среднего профессионального образования

+

 свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг)

3.

стажа работы по специальности не менее 5 лет –
при наличии высшего медицинского образования

стажа работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее 5 лет (для должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» – стажа работы в медицинских организациях не менее пяти лет) – при наличии высшего медицинского образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет – при наличии среднего медицинского образования.

для заместителя руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности,
руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, наличие

1.

высшего медицинского образования

+

послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения

 +

сертификата специалиста

+

 дополнительного профессионального образования

+

сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»

высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями
к медицинским работникам

+

свидетельства об аккредитации специалиста

или

сертификата специалиста по специальности
«Организация здравоохранения и общественное здоровье»

2.

 

при намерении осуществлять доврачебную помощь:

высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело»

или среднего профессионального образования

+

свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг)

3.

стажа работы по специальности не менее 5 лет – при наличии высшего медицинского образования

стажа работы по специальности
не менее 5 лет – при наличии высшего медицинского образования;

не менее 3 лет – при наличии среднего медицинского образования

для руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, наличие

1.

высшего профессионального образования

+

послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения

+

сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием)

высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам

+

свидетельства об аккредитации специалиста

или

сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг)

2.

 

при намерении осуществлять доврачебную помощь

высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело»

или среднего профессионального образования

+

свидетельства об аккредитации специалиста

или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг)

3.

 стажа работы по специальности

не менее 5 лет ­ при наличии высшего медицинского образования

стажа работы врачом­специалистом не менее 3 лет

для индивидуального предпринимателя, наличие

1.

высшего медицинского образования

+

послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения

+

сертификата специалиста

высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями
к медицинским работникам

+

свидетельства об аккредитации специалиста

или

сертификата специалиста по специальности

2.

при намерении осуществлять доврачебную помощь
среднего медицинского образования

+

сертификата специалиста по соответствующей специальности

при намерении осуществлять доврачебную помощь

высшего образования (бакалавриат) по направлению «Сестринское дело»

или среднего профессионального образования

+

свидетельства об аккредитации специалиста

или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг)

3.

стажа работы по специальности

не менее 5 лет – при наличии высшего медицинского образования

не менее 3 лет – при наличии среднего медицинского образования

Материал подготовила исполнительный директор СРО МНПСП «Лига»
Исаенко Ирина Семеновна

Читать издание полностью ->