ВИЗИТКА

Дмитрий Александрович Трунин –президент СтАР, директор Стоматологического института СамГМУ,
зав. кафедрой стоматологии ИПО СамГМУ,
главный внештатный специалист­стоматолог ПФО, главный внештатный специалист по стоматологии МЗ Самарской области

Дмитрий Александрович Трунин: «Стоматологи всех стран, объединяйтесь!»

Сегодня мы приветствуем в нашей рубрике «Визитка» очень важного гостя – президента Стоматологической ассоциации России, директора Стоматологического института СамГМУ, заведующего кафедрой стоматологии ИПО СамГМУ, главного внештатного специалиста-стоматолога ПФО, главного внештатного специалиста по стоматологии МЗ СО, профессора  Дмитрия Александровича Трунина. Три года назад Дмитрий Александрович был избран президентом-эллектом СтАР, а в сентябре этого года вступил в должность действующего президента. Редакция «Стоматологии сегодня» присоединяется к поздравлениям!

– Расскажите, пожалуйста, немного о себе, о своей семье.

– Я родился в Ростове-на-Дону в 1962 году. При этом мои родители – из Самары. Они не были врачами, оба с красными дипломами окончили Политехнический институт и уехали в Ростов-на-Дону по распределению.  Мама работала на Ростсельмаше, папа – на Ростовской ТЭЦ (он ученый-химик и заслуженный деятель науки). Через семь лет они вернулись в Самару. Так что первые мои годы прошли в Ростове-на-Дону, но всю свою сознательную жизнь и до настоящего времени я живу Самаре. В институт поступил в 1979 году, окончил в 1984-м.

– Каким был ваш путь в медицину и стоматологию?

– В медицину я пришел довольно случайно, после окончания школы. Я занял третье место на Всесоюзной олимпиаде по химии в 8-м классе, что давало мне возможность поступить  в Казанский химико-технологический институт имени А. М. Бутлерова и Самарский государственный политехнический университет на химико-технологический факультет без экзаменов. Однако, посоветовавшись с родными (моя бабушка – военный врач), я остановился на медицине.  На стоматологический факультет я поступил совершенно случайно. К слову говоря, стоматологов я боюсь до сих пор.

– Вы хирург, почему вы выбрали для себя именно эту специализацию?

– Когда я оканчивал институт в 1984 году, в других разделах стоматологии, в том числе в терапевтической стоматологии, не было высококачественных пломбировочных материалов, в ортопедической стоматологии преобладали конструкции из золота, с напылением нитрида титана, облицовки из некачественной пластмассы. Эстетически мне это все не нравилось.

Учась в институте, я занимался в кружках на кафедрах хирургической и ортопедической стоматологии, после окончания института меня пригласили в ординатуру на обе кафедры, встал вопрос выбора. В итоге я все-таки выбрал хирургию по одной простой причине: это высокая личная ответственность. Как я прооперирую и выхожу пациента, такой результат в конечном итоге и получится.

Всю свою сознательную жизнь я параллельно занимался челюстно-лицевой хирургией и хирургической стоматологией, ортопедической стоматологией и терапевтической стоматологией, до сих пор этим занимаюсь. Потому что я считаю, что стоматолог должен быть многогранным специалистом, заниматься различными направлениями, в том числе и профилактикой.

– Кого вы считаете своими главными учителями в стоматологии?

– Мне повезло общаться с многими выдающимися людьми, и я считаю, что учиться нужно у всех, перенимать либо знания, либо мануальные навыки, либо социальные устои. В стоматологии прежде всего отмечу моего учителя в университете  профессора Федяева Игоря Михайловича, почетного профессора нашего университета. Кандидатскую диссертацию я защищал под его руководством – это был серьезный эксперимент на животных, что дало мне понимание по регенерации костной ткани челюстно-лицевой области, послужило источником знаний глубоких основ в морфологии в регенерации тканей человека, в частности костных. Диссертация называлась «Новые методы хирургического лечения одонтогенных кист челюстей с использованием деминерализованного костного брефоматрикса».

Руководителем докторской диссертации у меня был  ныне покойный, к сожалению, главный врач Центрального научно-исследовательского института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии профессор Ипполитов Владимир Петрович. С 1985 года мы начали сотрудничать, и он взял меня под свое крыло. Кроме того, на моем пути встретились такие замечательные ученые, как Алла Александровна Лимберг – профессор из Санкт-Петербурга, она являлась последним представителем из династии стоматологов Лимбергов, основателей хирургической школы России и не только. С академиком Валерием Константиновичем Леонтьевым тоже довольно долго и плодотворно работали и продолжаем работать. Естественно, большое влияние на меня оказал академик Геннадий Петрович Котельников, который возглавляет наш университет. Он мой непосредственный учитель по жизни, еще со школьной поры. Так мы рука об руку идем на протяжении многих лет. Это действительно выдающийся ученый, выдающийся государственный деятель.

– А ученики сейчас достойные есть? Как наше новое поколение?

– Ординаторы и студенты сейчас немного другие, они отличаются от нас в свое время. Они более склонны к индивидуализму. При этом у них есть много положительных качеств. Они хорошо погружены в информационную среду, очень коммуникабельны. У многих сейчас неплохая языковая подготовка, что позволяет общаться на международном уровне с нашими коллегами и более плодотворно работать. Если вспомнить предыдущие времена, то отличным достижением считалась публикация научной статьи. А сейчас у некоторых студентов есть патенты Российской Федерации на изобретение. Мы гордимся этими молодыми людьми и рады, что у них так много возможностей. Они спокойно ездят по обмену в лучшие вузы мира. Мы тоже стараемся помогать им и создавать условия, активно сотрудничаем с Ассоциацией студентов-стоматологов. Заключаем договора с иностранными университетами. В нашем вузе, например, есть договоренности с Дюссельдорфом, Грайфсвальдом (Германия), с Инсбруком (Австрия) и многими другими. Это, на мой взгляд, правильно и хорошо, когда будущие наши коллеги уже интегрированы в международное профессиональное сообщество.

У нас есть несколько важных задач. Например, в прямом смысле приходится спасать зубных врачей. Подготовка этих специалистов больше не ведется, но ведь специальность при этом не закрыли, она есть и до сих пор. И люди спокойно могли бы дойти до пенсии, но на их рабочих местах иногда случаются перемены. Людей начали буквально сокращать в поликлиниках, потом ввели лицензионные требования для детских стоматологических учреждений Люди меняют свой социальный статус – я считаю, что это достижение. По разным данным, сейчас в стране осталось порядка 15 тысяч зубных врачей. Те, кто хотели, получили возможность стать врачами-стоматологами. Остальные спокойно доработают в практическом здравоохранении.

– Как вы пришли к решению баллотироваться на пост президента СтАР три года назад?

– Решение далось мне не просто. Главным, наверное, оказался опыт старших товарищей. Академик Г.П. Котельников, когда его выбирали на пост ректора, выдвинул лозунг, что сотрудник университета должен учить, лечить и заниматься наукой – это три главные задачи. Я бы дополнил своего учителя и сказал бы еще четвертую: заниматься общественной деятельностью или, как раньше это называлось, волонтерством. Это нормальное человеческое явление, помощь ближнему. Разные люди, зарубежные коллеги в том числе, неоднократно мне предлагали баллотироваться на эту общественную должность. Но я считал в свое время, что я к этому еще не был готов. Но «в обойме» я с 1985 года, с тех пор, как приехал в Москву. Поэтому я прошел все этапы, будучи и в своей региональной общественной организации. Потом меня выбрали вице-президентом Стоматологической ассоциации России, и только после этого я баллотировался в президенты. Потому что механизм работы внутри организации тоже надо понимать изнутри, так же, как и в любом деле. 

– В каком направлении собираетесь дальше развивать организацию?

– Мы уже делаем важные шаги. Устав СтАР приведен в соответствие со Всемирной федерацией стоматологов, и с Европейской тоже. Активно работаем с Минюстом.

Мы сейчас создали рабочую группу под руководством академика В.К. Леонтьева для создания стратегии развития стоматологической асссоциации России собрали самых авторитетных стоматологов со всей страны. Пришло время, когда за более чем 25-летний период становления ассоциации надо остановиться и посмотреть, что мы сделали.

Я вижу будущее во взаимодействии, объединении и умении договариваться. Свой главный принцип я выдвинул в Алма-Ате в 2005 году, немного изменив известную всем цитату: «Стоматологи всех стран, объединяйтесь». И стоматологи должны объединяться не только между собой, делиться знаниями и опытом. Должны объединяться вообще все медики. Мы уже давно параллельно работаем с другими представителями других специальностей, например, с лор-врачами, делаем междисциплинарные конференции. Междисциплинарный подход в лечении больных и обследовании пациентов дает совершенно другие потрясающие результаты – выявление на ранних стадиях сопутствующей патологии и прочие разные вещи. В современном мире вообще невозможно без коммуникации находиться. Надо общаться с вышестоящими государственными структурами, например, с  региональными минздравами, с Минздравом Рф, с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, с Государственной Думой, с Сенатом и со всеми силовыми структурами.

Общаясь с зарубежными коллегами, с нашими ведущими специалистами, я понял одну вещь, что профессор не может принадлежать одному вузу. Профессор должен принадлежать профессиональному обществу. Работать профессор должен на все сообщество страны и не только, и международное в том числе, и тогда все встанет на свои места.

– Какие увлечения, может быть хобби есть у вас в жизни?

– Мне вообще очень повезло. Главное мое увлечение – это стоматология. Когда хобби совпадает с профессией, можно получать истинное удовольствие, эстетическое наслаждение от сделанной работы. Ведь это даже не совсем ремесло, это высокое искусство – работа стоматологом. И сейчас у стоматологов сразу появляются все передовые технологии человечества. Например, когда слово «нано» впервые прозвучало в экране телевизора применительно к цифровым технологиям, стоматологи уже 12 лет как работали с нанокомпозитами. Когда технология 2D появилось в кинотеатрах, стоматологи уже вместе с рентгенологами работали в 2D-формате, и так далее. Все, что в ИТ сделано, оно в стоматологии есть.

А другое мое увлечение – рыбалка и спорт. Я еще с юношеских времен входил в сборную области по волейболу и по баскетболу, даже в сборную России попал, хотя я был самый маленький из всей команды. И мне всегда было без разницы, кто именно забьет сколько мячей, кто сколько очков получит.  Для меня главное – чтобы команда выиграла. Поэтому мне хотелось бы, чтобы также все происходило в нашей стоматологической команде.

Материал подготовила Ольга Гитуляр

Перейти к содержанию издания ->